Серж Саргсян плохо кончит

На Кавказе не принято всенародно любить руководителей. Но случай с Саргсяном – особый. Лично я не припоминаю, чтобы имя кого-либо из его предшественников произносили с такой неистребимой ненавистью.

Как передает AZE.az, Расим Агаев на haqqin.az пишет, что Сержа Саргсяна, третьего президента независимой Армении, или убьют, или вынудят уйти, или он убежит. Но, скорее всего, произойдет первое.

Это – его выбор

На Кавказе не принято всенародно любить руководителей. Всегда найдется группа недовольных, управляемых теми, кто незаметно рвется к власти. И таковых также всегда многовато, а если соотнести жаждущих власти с количеством населения по сравнению с другими регионами мира, то окажется больше, чем где бы то ни было. Но случай с Саргсяном – особый. Лично я не припоминаю, чтобы имя кого-либо из его предшественников произносили с такой неистребимой ненавистью. Такое надо заслужить. А он, Серж Азатович Саргсян, бывший токарь, бывший комсомольский и партийный босс, бывший главарь карабахских боевиков, бывший министр обороны, бывший министр национальной безопасности, бывший министр внутренних дел, бывший глава Аппарата президента, бывший премьер-министр, бывший организатор свержения первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, и наконец, с апреля 2008 года президент Армении вполне заслужил такой конец.

Как и его предшественник Роберт Кочарян, в послужном списке которого также немало экс-постов. И накануне событий в Ереване он имел возможность убедиться, что в стране, которую он счел за благо своевременно покинуть, давно стал для большинства граждан нерукопожатным, и его шансы на новое возвращение чуть выше нуля.

Разумеется, ныне действующий президент может применить силу, арестовать, разогнать, избить. Но то, что кому-то покажется решительностью, на самом деле явится средством, делающим неминуемым его скорую встречу с пропастью. Он мог бы спасти себя, по крайней мере, в данный исключительно тревожный момент для Армении и судеб Карабаха время, подав в отставку, но он не воспользовался этим шансом. Возможно единственным, который мог бы спасти, если не жизнь, то по крайней мере лицо. Но он, подобно зарвавшемуся игроку, упустил этот момент, а сейчас… Каждый день пребывания в президентском кабинете неминуемо превращает кресло, на котором он горделиво восседает вот уже воcемь лет, в катапультирующее устройство.

Жалкая участь предателя

А ведь С.Саргсян, если так можно выразиться, чисто профессиональный предатель. Он сперва предал своих комсомольских друзей, затем партийных, затем боевиков, которых посылал на верную смерть во имя мифического Арцаха, потом военных товарищей и, наконец, своих верных соратников Вазгена Саркисяна и Роберта Кочаряна.

Впрочем, в политике такая биография – явление скорее закономерное, чем исключительное. Особенно на Кавказе. Ничего не поделаешь, так уж заведено исстари – в народе не любят отступников. А он, Саргсян, предавал дважды. Сперва он отвернулся от карабахских коммунистов, которые так же, как и он, возмечтали о свободном Арцахе, но полагали, что постижение мечты не помешает их привилегированному положению в обществе.

Оказалось, что все, что они имели, осталось в НКАО Азербайджанской ССР, а то,что было названо НКР – не для них, а для новых дружков Сержика. Дружки выросли, стали ветеранами и в один прекрасный день увидели, что Сержик и Роберт, которым они верили как себе, и за которыми они шли дорогами беспощадной войны, вовсе думают не о Великой Армении, а о том, что молодые революционеры более всего презирают – о власти.

И в этом деле они, ветераны и многочисленные сторонники похода за мечтой, можно сказать, всей их жизни – Великой Арменией оказались просто обманутыми. Правы были не их предводители, а те, кто говорил, что ничего из этой затеи не выйдет. Оглянулись,а Зорий Балаян блаженствует в Италии, Роберт Кочарян продолжает богатеть в России, а Сержик говорит одно, а делает другое. И что обидней всего – точно так же думают Москва, Вашингтон, Брюссель – все, кто вместе с ними радовался завоеванию новых территорий, зримого осуществления великой идеи – Большой Армении – от моря и до моря, то бишь от Каспийского до Черного. А там, глядишь, можно было бы искупаться и в водах Средиземного моря.

Не верю!

Президент С.Саргсян может до потери сознания уверять своих соотечественников, что Нагорный Карабах так или иначе будет армянским, что ни пяди земли от так называемого пояса безопасности не будет возвращено Азербайджану – ему не верят. И что особенно опасно для него – не верят не только рядовые граждане, но не доверяют теперь после его политических кульбитов и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. В России и на Западе все больше слышны намеки на недоговороспособность С.Саргсяна, и в целом, политической армянской элиты. И связано это не только с личными качествами армянского президента, а с тем простым фактом, что идеология, которой руководствуется он и его страна, входит в противоречие с доминантой мировой тенденции – процессом глобализации.

Движение «Учредительный парламент», активисты которого совершили нападение на полк патрульно-постовой службы Полиции, захватившие заложников, требуют не только безоговорочной отставки С.Саргсяна и смены власти.

Отчаянный акт совершен во имя включения самопровозглашенной «Нагорно-Карабахской Республики» в состав Армении, даже если это приведет к войне с Азербайджаном (?!). Глобальная держава не может жертвовать своими интересами, простирающимися на просторы Евразии ради национальной химеры армянства – Великой Армении.

Рано или поздно, если не В.Путин, то Б.Обама скажет С.Саргсяну то, что в далеком 1946 году сказал И.Сталин азербайджанскому вождю М.Дж. Багирову: ”Передайте ему, что я не могу из-за азербайджанцев развязывать третью мировую войну”. Тем более ядерную.

Но С.Саргсян не тот руководитель, который возьмется озвучивать нечто подобное многократно обманутому им же народу. Для такой миссии нужен лидер, каковым нынешнего президента никто не рискнет называть. В этом состоит главная проблема Армении, на фоне чего судьба С.Саргсяна ничего не значит или значит слишком мало, чтобы заниматься еще его будущим. Для России он исчерпал себя как политик, для Запада и прежде всего для США он лишь досадная обуза…

Что день грядущий им готовит?

Увы, Армению ждут тяжелые времена. По сравнению с нынешними суровыми реалиями – президент-коррупционер, нищающий народ, повальное бегство молодежи из страны, а тем, кто прорвется к власти, проблемы, которые их ждут, покажутся досадными недоразумениями.

Страна безнадежно отстанет в своем социально-экономическом развитии, химера о величии в реалиях глобализирующегося мира никого не вдохновит. Да и кому она нужна, если политические элиты обрекают страну на изоляцию.

На ближайшее будущее Армению ждет череда госпереворотов, политических убийств, вынужденных отставок. И в этом огромная заслуга С.Саргсяна и тех, кто в свое время поднял знамя ультранационализма. Свобода и демократия, которыми так восхищались наивный Андрей Сахаров и демократы первой волны, давно подменены идеологией и практикой насильственной смены власти. Ни одного дня Армения не имела законно избранного президента.

Приход к власти Тер-Петросяна был столь же законным, как и другого востоковеда из Баку – Абульфаза Алиева. Остальное – заговоры, подкупы, политические интриги. После расстрела армянского парламента с вполне достойными премьером и спикером падение ненавидимого президента может вызвать только ликование толпы.

И если нечто похожее произойдет в Ереване, то винить С.Саргсян должен будет себя, ибо он и его соратники стояли во главе армянского ультранационализма, возрождения армянского терроризма с его давними международными связями и многолетним опытом политических убийств. Когда Армения – от мала до велика – восторгалась охотой, объявленной АСАЛА против турецких дипломатов, когда С.Саргсян говорил интеллигентнейшему англичанину Томасу де Ваалу, что армяне должны были устроить Ходжалы, чтобы азербайджанцы убедились, что они, мол, это могут.

Нашелся ли в Армении человек, который задумался над простым вопросом: а ведь не бывает так, чтобы пуля террориста, выпущенная против чужаков, бомба, подложенная в метро в чужой стране, не грохнули когда-нибудь у себя на родине.

А может, этот час уже настал? То, что происходит сегодня в Армении свидетельствует о достаточно широкой поддержке террористов из «Учредительного собрания». Пикеты на улицах, активность движения «Мы – хозяева страны», вполне могут подвести к массовым выступлениям, что только подтвердит обещание ультранационалистов перейти к вооруженному восстанию.

Впрочем, в Ереване трезвые головы вынуждены признать, что в Армении нынче возникла «совершенно новая ситуация, когда появляются люди, готовые с оружием в руках решать политические вопросы» (политолог Александр Искандарян). Как говорится, за что боролись…