Севастьянов: Карабах – ключевой вопрос в российско-азербайджанских отношениях. Интервью

Интервью Bakililar.AZ с автором книги “Русскому об Азербайджане и азербайджанцах”, писателем, политологом и общественным деятелем Александром Севастьяновым.

– В первую очередь хочу выразить Вам признательность за книгу «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах», написанную Вами в соавторстве с Александром Борисовичем Горяниным. Наверное, не ошибусь, если скажу, что это одна из редких книг, написанных российскими исследователями о ситуации в нашем непростом регионе и в частности о карабахском конфликте в справедливом, непредвзятом ключе. Как Вы считаете, почему российские СМИ, политики зачастую демонстрируют откровенно проармянскую позицию в армяно-азербайджанском, нагорно-карабахском конфликте?

Я считаю (и мы писали об этом в своей книге), что проармянский крен в российской политике в течение без малого двухсот лет объясняется, в первую очередь, умелыми действиями армянского лобби. Они не жалеют денег и усилий, чтобы вести проармянскую пропаганду, чтобы работать с ответственными чиновниками, чтобы поддерживать проармянски настроенных политиков и финансировать организации, готовые, в свою очередь, лоббировать интересы армян. При этом вполне прагматически учитывается высокий уровень коррумпированности российских властных и армейских кругов.

К примеру, можно только догадываться, во что обошлось армянам недавнее, мягко говоря, «недипломатическое» заявление главы ОДКБ Николая Бордюжи о вмешательстве России на стороне Армении в случае возобновления карабахского конфликта. Но, если и были издержки, то эффект того стоил. А что делать? С волками жить – по волчьи выть.

Политическая стратегия армян меня не удивляет, ведь реальная политика не делается в белых перчатках. Мне удивительно другое: Азербайджан, располагая немалыми средствами, не имеет, по всей видимости, своей лоббистской стратегии, не ведет целенаправленную работу в этом направлении, не ищет союзников в высших эшелонах российской власти, бизнес-сообщества, военных, СМИ, политической оппозиции и контрэлиты. Такая работа не может вестись по вдохновению, от случая к случаю, тут должны работать сильные умы – и работать постоянно, настойчиво.

Я такой работы, увы, не наблюдаю. Я даже не знал, до недавнего времени, о существовании Общества российско-азербайджанской дружбы, по той простой причине, что никакой реальной публичной деятельности оно не ведет, хотя к этому призвано.

Можете представить себе, чего стоило Армении пробить через Конгресс США резолюцию? Но ведь они сделали это, хоть оно и казалось невозможным! Какая бешеная энергия потребовалась, какие сверхрасходы! Преодолели не только турецкое, но и сильнейшее еврейское сопротивление, а евреи ведь имеют в США свое лобби, не менее влиятельное. Во что обошлось армянам это решение? Мы этого никогда не узнаем, но ясно одно: политические дивиденды во много раз перекроют издержки, как бы высоки они ни были. Я хотел бы видеть со стороны Азербайджана такое же проявление мудрости и дальновидности. И, считая себя другом азербайджанского народа, готов помочь в этом советом и делом.

Вторая причина, которая проистекает из первой, состоит в том, что армяне издавна формируют через СМИ свой позитивный образ у массового российского читателя. (Свежий пример – статья Николая Сорокина «Искусство предательства»). Неважно, что далеко не все, что говорится по этому поводу, соответствует действительности, ведь массовый читатель не способен самостоятельно оценить все «за» и «против».

В приложении к нашей книге я слегка коснулся этой темы. Нас уверяют, что мы единоверцы, «братья во Христе», а это – не так. Нас уверяют, что союз с армянами чрезвычайно укрепил Россию, дал ей многие преимущества, в том числе военные. А это тоже не так, ибо экономические, политические и военные издержки (в том числе человеческие жертвы) и угрозы, которые выпали на долю России в связи с ее проармянской позицией, многократно превышают все мыслимые преимущества. И так далее. Но что сделано, то сделано: проармянский миф живет и работает. А где аналогичные усилия с азербайджанской стороны? Пора уже учиться пиару по высшему классу, если Азербайджан хочет успешно конкурировать с другими государствами на глобальном уровне.

– Если поставить на чашу весов отношения Россия-Азербайджан и Россия-Армения, то исторические факты наглядно свидетельствуют об извечной лояльности России к Армении, и, к сожалению, в ущерб азербайджанским интересам. Так было при расселении в XIX веке армян при участии России на исконно азербайджанских землях, создании, собственно, государства Армения на азербайджанских землях, попустительстве и содействии России изгнанию азербайджанцев со своих земель, составляющих ныне территорию Армении, превращению тем самым Армении в моноэтническое государство, и, наконец, об этом говорит участие России в той или иной степени в оккупации армянами Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов. В чем по-Вашему кроется секрет, как принято нынче говорить, такой стратегической общности интересов?

Никакой «стратегической общности интересов» в реальности у нас с армянами нет. Подобная политика, по моим убеждениям, как раз-таки противоречит российским интересам, преследует армянский интерес в одностороннем порядке. Почему? Ответ на этот вопрос отчасти дан в книге, а отчасти прозвучал выше: мастерство лоббизма. Добавлю, что армяне не жалеют усилий и средств еще и на кадровую политику, внедряя своих соплеменников на высокие посты в российскую армию, МВД, систему здравоохранения, финансы, ведущие министерства и т.д. Как известно, сам министр иностранных дел Сергей Лавров – армянского происхождения (а предыдущий, Иванов, был грузинского), чего же от него ждать в данном вопросе? Тут даже и комментировать-то нечего. Ведется издавна и политика смешанных армяно-русских браков на уровне руководящих кадров…

Все подобные технологии довольно элементарны и стары, как мир. Но если одна сторона в противостоянии использует их, а другая – нет, то результат предсказать нетрудно.

– Ни для кого не секрет, что Россия имеет исключительное влияние на Армению. Фактически, Армения – единственная страна Южного Кавказа, придерживающаяся откровенно пророссийского политического курса. После войны в августе 2008 года Грузия устремилась на Запад, Азербайджан соблюдает многовекторность внешней политики, балансируя между интересами России и США. Известно так же, что Армения зависит от России не только политически, но и экономически: экономика Армении во многом держится на финансовых вливаниях извне, и тут российской помощи отведена огромная роль. Скажите, так почему же, на Ваш взгляд, Россия, имеющая столько рычагов давления на Армению, Россия, являющаяся сопредседателем Минской группы ОБСЕ, до сих пор не задействовала ни один из них в карабахском урегулировании, подкрепив делом словесные заявления о готовности содействовать решению армяно-азербайджанского конфликта?

Меня самого не оставляет тревога по данному поводу, из-за чего, собственно, я и подвигнулся на написание известной Вам книги, да еще и Горянина уговорил. Я уверен, что это проявление вопиющей слепоты российской политики, которая может нам, руским, очень дорого обойтись. Все может кончиться тем, что Россия будет полностью и окончательно вытеснена из Закавказья; на долю Москвы достанутся одни только издержки, в то время как весьма удаленный от региона Вашингтон получит почти даром, за счет одних только обещаний и ловких дипломатических ходов, огромную зону своего безраздельного влияния. При этом обманет, конечно, всех участников игры, но жаловаться будет поздно и некому. Я даже очень неплохо представляю себе весь ход этой операции, но не хотел бы публично его расписывать, чтобы не накликать беды.

В чем причина такой российской слепоты, спрашиваете Вы? Отчасти я уже ответил. Если антироссийская и проамериканская, пронатовская позиция Грузии вызревала в годы министерства Иванова, то надо ли удивляться, если такая же позиция Армении (а в том, что она зреет, у меня сомнений нет) вызреет при Лаврове? Политика бесконечного попустительства и неоправданных, несправедливых преференций ничего другого и дать не может. Я сам спрашиваю себя: а сколько стоит такая слепота нашего политического руководства? Во что она обходится лоббистам, и во что в конечном итоге обойдется нам, русским?

Мое страстное желание состояло в том, чтобы наша книга открыла глаза тем из российских руководителей, кто заблуждается искренне. И чтобы заставить прикусить языки тех, кто давно торгует российскими интересами оптом и в розницу! Но для этого надо хотя бы, чтобы наверху нашу книгу прочли…

– В Азербайджане с большой заботой и вниманием относятся к русской культуре, русскому языку. Несмотря на то, что государственным языком у нас является азербайджанский, повсюду в Баку и ряде районов Азербайджана слышится русская речь, проводятся межкультурные мероприятия, функционируют русские секторы в школах, вузах, издаются газеты и журналы на русском языке. Почему тогда проживающие в России азербайджанцы не встречают такого же к себе отношения на уровне рядовых граждан, да что уж там, и некоторых политиков, у всех на слуху высказывания об азербайджанцах вице-спикера Госдумы России Владимира Жириновского. С чем по-Вашему это связано?

Что до Жириновского, то обсуждать его политические принципы я не вижу особого смысла: у него твердая репутация конъюнктурщика, флюгера, чутко ловящего «руководящие настроения» и их озвучивающего. Иногда – даже с некоторым перехлестом, если надо проверить реакцию аудитории. Уверен, что при надлежащем подходе со стороны азербайджанского лобби (буде таковое наконец возникнет), он с той же убедительностью провозгласит совершенно противоположный подход.

Сложнее с уровнем отношений на бытовом уровне. Это, к сожалению, не политическая, а чисто биологическая проблема. В последние двадцать лет психика русского народа жестоко травмирована бесконтрольной иммиграцией нерусского населения (из 12 млн иммигрантов лишь 1 млн имеет законную регистрацию – таковы приблизительные цифры). Фрустрированный общественный организм реагирует так, как это запрограммировано природой. Инстинкт защиты территории, живущий в любом биологическом сообществе, в любой популяции, не разбирает, кто армянин, а кто азербайджанец, кто друг, а кто враг. Он видит одно: обвальное нашествие «чужих», и тонкости их происхождения его не интересуют.

Такова основная объективная причина, с которой нельзя справиться ни законами, ни увещеваниями. Защитную агрессию населения нельзя уничтожить декретом, ее можно только перенаправить. Так гласят законы этологии и этнополитики.
Взявшись за нашу книгу, я надеялся хоть отчасти исправить это положение. Поставив на карту свою репутацию русского националиста, я попытался объяснить моим соплеменникам, что надо научиться, все же, отделять потенциальных друзей и союзников от всех остальных. Очень хочу надеяться, что мне это удалось хотя бы отчасти, хотя немало былых моих читателей от меня отвернулось, посчитав предателем национальных интересов. Но я уверен, что разум возобладает в этой ситуации.

– Как Вы считаете, возможно ли в ближайшей перспективе мирное сосуществование азербайджанцев и армян в регионе, и как Вы себе представляете пути урегулирования карабахского конфликта, а также участие России в этом важном для безопасности и стабильности региона процессе?

Нет, в возможность мирного сосуществования азербайджанцев и армян, во всяком случае в ближайшей перспективе (лет 30-50) я не предвижу. Это противоречило бы всем законам этнополитики.

А что касается Карабаха, то если бы я был президентом России, я использовал бы все рычаги давления от дипломатических и экономических до военных, чтобы Армения вернула Азербайджану все принадлежащие ему земли. Хотя бы в два этапа: на первом все области, окружающих сам Карабах (с оставлением одного лишь Лачинского коридора), а на втором – и коридор, и главный предмет спора – Нагорный Карабах. Россия ничего существенного не потеряет при таком повороте событий, а приобрести может колоссально много, в первую очередь – возрождение искренней дружбы и надежного союзничества с Азербайджаном.

Карабах – ключевой вопрос в наших отношениях и в судьбе всего Закавказья. Мы должны разрешить его как можно скорее, не упуская инициативы. В противном случае нас опередит Вашингтон, и мы останемся при разбитом корыте: и Азербайджан потеряем, и Армению не сохраним (развитие событий в треугольнике США – Турция – Армения об этом говорит яснее ясного), да и вообще со всем Закавказьем распрощаемся.

– Спасибо за интервью.