Я не исключаю, что Греция уже не будет дожидаться газа со второй стадии разработки Шахдениз, а в более ранние сроки к 2012 году начнет импортировать азербайджанский газ напрямую, подписав соглашение с азербайджанской стороной, – сказал Ильхам Шабан.
Как сообщает AZE.az, глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан прокомментировал в интервью Новости-Азербайджан подписание в Баку в рамках официального визита президента Греции Карлоса Папульяса в Азербайджан Меморандума о взаимопонимании между ГНКАР и Государственной газовой компанией Греции DEPA.
– Какие перспективы сулит подписанный меморандум?
– В принципе этот документ, юридически ни к чему не обязывающий и его подписание, по сути, означает лишь то, что стороны продолжат переговоры о купле-продаже азербайджанского газа. В феврале в Баку в составе межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству находился глава DEPA, тогда сторонам не удалось достичь компромисса по коммерческим вопросам, как по объемам, так и по ценовой формуле. Но если сравнить официальный визит президента Греции в Баку, с итогами визита Ильхама Алиева двухгодичной давности в Афины в феврале 2009 года, то можно однозначно говорить о том, что определенные сдвиги в энергетических вопросах имеются. И если тогда меморандум был подписан между министерствами энергетики, то уже сейчас конкретные компании озвучивают то, что речь идет о купле-продаже азербайджанского газа.
-Греция является одной из первых стран Европы, нацеленная на диверсификацию азербайджанского газа…
-Безусловно. Причем она об этом заявила еще в 2007 году на уровне премьер-министров стран.
Я даже не исключаю, что Греция уже не будет дожидаться газа со второй стадии разработки Шахдениз, а в более ранние сроки к 2012 году начнет импортировать азербайджанский газ напрямую, подписав соглашение с азербайджанской стороной.
Кстати, на нынешнем этапе азербайджанский газ фактически поступает в объеме примерно 700 миллионов кубометров на греческий рынок.
В рамках стадии 1 проекта Шах-Дениз Турция закупает у Азербайджана газ, и с ноября 2007 года между Турцией и Грецией был открыт магистральный газопровод. Со временем эти объемы постепенно увеличились. Но в рамках стадии 1 у нас нет юридического соглашения, запрещающего Турции реэкспорт этого газа. Сейчас стороны ведут активные переговоры в этом направлении. Глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев уже прокомментировал то, что к следующему этапу эти вопросы будут рассматриваться со стороны владельца газа, то есть ГНКАР и импортера, в качестве которого выступит компания DEPA.
В любом случае, это произойдет если азербайджанская и турецкая стороны наконец-то подпишут пакетно – газовое соглашение. После подписания меморандума в июле 2010 года между азербайджано-турецкой стороной мы получим юридическое право продавать свой газ не на грузино-турецкой границе, а на турецко-греческой границе. Таким образом, Греция может стать первой европейской страной, которая уже на юридическом уровне начнет импортировать азербайджанский газ. Но здесь есть большое «но» по причине отсутствия ясности в коммерческих вопросах с греческой стороной.
Открытыми остаются практически все вопросы, связанные с объемами поставок, условиями купли-продажи и установленных цен на газ.
-Греция всячески лоббирует проект Трансадриатического трубопровода и газопровода Турция-Греция-Италия…
– Дело в том, что Греция, переживающая с прошлого года финансовые сложности, наряду с покрытием собственных потребностей желает еще и заработать на транзите азербайджанского газа, быть его транзитером.
Греция нацелена на импорт 1-1,5 миллиарда кубометров газа в год. А если взять во внимание то, что к 2020 году потребности страны в природном газе могут увеличиться до 6 миллиардов кубометров, как говорил об этом в своем последнем заявлении президент Греции, то не исключено, что в дальнейшем Греция увеличит объемы закупок азербайджанского газа.
Греция переживает не самые лучшие времена из-за последствий мирового финансового кризиса, поэтому она сильно заинтересована в любых объемах газа за счет транзита. Фактически она вынуждена лоббировать такие проекты как Греция – Албания -Италия, Трансадриатический трубопровод, Турция –Греция- Италия. Теперь ясно одно, что для реализации этих трубопроводов, которые поддерживаются официальным Брюсселем, нужны газовые ресурсы. А пока оба проекта находятся в полной зависимости от требуемых объемов газа.