«Азербайджан сегодня является одним из крупнейших и самых надежных энергетических партнеров ЕС, что вносит вклад в экономику и энергобезопасность».
Как передает AZE.az, вице-президент по энергетическим вопросам Еврокомиссии Марош Шефчович в интервью АПА заявил, что Азербайджан сегодня является одним из крупнейших и самых надежных энергетических партнеров ЕС, что вносит вклад в экономику и энергобезопасность.
– Вы примете участие на I заседании Консультативного совета Южного газового коридора в Баку. Какова цель этой встречи, и что Вы от нее ждете?
– Цель Консультативного совета – управление на политическом уровне процессом приведения в рабочее состояние до 2019-2020 годов Южного газового коридора. Создание Консультативного совета было совместной инициативой Еврокомиссии и Азербайджана, этот вопрос был согласован в ходе моего визита в Баку в ноябре 2014 года во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Завтра я приму участие в первом заседании Консультативного совета. В нем также примут участие министры стран-транзитеров – Грузии, Турции, Греции, Италии, Албании, Болгарии, а также представители операторов проектов TAP и TANAP.
– Какую роль играет Азербайджан для Евросоюза?
– Азербайджан – важный партнер ЕС. Азербайджан сегодня является одним из крупнейших и самых надежных энергетических партнеров ЕС, что вносит вклад в экономику и энергобезопасность. Мы сотрудничаем в энергетической сфере, которая является платформой наших отношений, ЕС остается основным торговым партнером Азербайджана. В 2013 году объем двустороннего торгового оборота составил 17,9 млрд. евро, то есть более 42% всего торгового оборота Азербайджана. 50% вашего экспорта направляется в ЕС, 30% импорта поступает из стран ЕС. В центре нашего стратегического энергетического партнерства стоит Южный газовый коридор. Этот проект может содействовать расширению экономического сотрудничества, усилению энергобезопасности, в странах по которым пройдет коридор, может быть открыто более 30 тыс. рабочих мест. Наша цель – до 2019 -2020 годов подготовить всю инфраструктуру для коридора. Этот вопрос играет большую роль как с точки зрения экономического развития Азербайджана, так и с точки зрения обеспечения энергобезопасности Европы.
– Кризис с ценами на нефть влияет ли на энергорынок Европы? Азербайджан и ЕС планируют реализацию крупных энергопроектов. Приведет ли падение нефтяных цен и другие финансовые кризисы к задержке реализации этих проектов?
– Мы не можем строить предположения о ценах на нефть. Энергополитика ЕС и построение настоящего Энергосоюза не зависят от колебаний цен. С другой стороны, средства, сэкономленные от импорта нефти и газа, могут быть направлены на такие перспективные инвестиционные сферы как эффективное использование энергии, возобновляемые источники энергии, инновационную и современную энергетическую инфраструктуру.
– Какие следующие шаги будут предприняты для строительства Южного газового коридора? Какие у вас предположения в связи со сроками окончания работ?
– Основное событие по Южному газовому коридору произошло 17 декабря 2013 года. В Баку с участием Европейской комиссии было подписано Итоговое инвестиционное решение по «Шахдениз-2». В осуществлении этого проекта был достигнут хороший прогресс, в прошлом году были подписаны договоры на 10 миллиардов долларов США, что составляет 20% от всей инвестиционной суммы. Подготовка месторождения «Шахдениз – 2» обозначила раннее начало строительства, уже подписаны договоры по изготовлению оффшорных платформ, подводных трубопроводов и оншорных терминалов. Следующий шаг по подготовке Южного газового коридора – завершение в срок инфраструктуры, соединяющей Европу с бассейном Каспия. С этой точки зрения по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) и Трансанатолийскому газопроводу (ТАNAP) совместно с Южным газовым коридором к 2019-2020 году должна быть осуществлена доставка газа из Азербайджана на рынки Европы. Согласно Стратегии энергобезопасности Европы, а также с точки зрения диверсификации путей добычи и снабжения Южный газовый коридор не теряет своего значения. На первых порах, с момента открытия этого маршрута в 2019-2020 годах по нему будет транспортировано 10 миллиардов кубических метров газа. Учитывая потенциал регионов Каспия, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, ЕС в долгосрочной перспективе намерен увеличить этот объем. Южный газовый коридор в будущем сможет удовлетворить 20% спроса ЕС на газ. В тоже время, Евросоюз развивает объединенный газопровод Центральной и Юго-восточной Европы. Цель – еще больше усовершенствовать связь между Южным газовым коридором и европейскими потребителями. Кроме того, все еще ведутся переговоры между Еврокомиссией, Азербайджаном и Туркменистаном по строительству Транскаспийского газопровода, имеющего важность с точки зрения диверсификации поставок газа.
– После введения санкций Россия приняла решение сотрудничать с Турцией в сфере энергетики. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Действительно, Россия аннулировала Южный Поток. Управления Европейской комиссии проанализируют план «Газпрома» на предмет эффективности, регулировочного и правового обоснования, а также результатов. В любом случае, Европейская комиссия предполагает, что все обязательства в рамках имеющихся газовых контрактов будут выполнены. Европейская комиссия призывает «Газпром» не терять на первоначальном этапе интереса к Евросоюзу и изучить все варианты газоснабжения Юго-восточного региона. Безопасность энергоснабжения Юго-восточной Европы и Украины, а также сотрудничество в газовой сфере для Европейской комиссии имеет первостепенное значение.
Что касается Турции, я не вижу никаких причин усомниться в надежности Турции с точки зрения энергетического партнерства. В рамках учредительного заседания Консультативного совета, которое пройдет 12 февраля, я встречусь с министром энергетики Турции. В связи с переговорами по вопросу вступления Турции в ЕС комиссия считает, что в наших отношениях с Турцией и более обширным регионом энергетическая политика имеет большое значение. Комиссия верит, что Турция достаточно подготовлена к началу переговоров по 15-ой энергетической главе. С этой целью комиссия еще в 2007 году предложила открыть данную главу. Но требуемого единогласия среди стран-членов в связи с этим вопросом до сих пор не достигнуто. Комиссия регулярно обсуждает этот вопрос со странами-членами и подчеркивает, что Европа заинтересована в прогрессе.
– Какие планы есть у ЕС по энергетическому сектору, в частности, по сотрудничеству с Азербайджаном?
– В конце этого месяца Европейская комиссия представит подробные планы по созданию Энергетического союза. Один из главных аспектов Энергетического союза связан с безопасностью снабжения, основанного на солидарности и доверии. Поэтому Евросоюз продолжит свои попытки еще больше диверсифицировать маршруты и источники энергоснабжения. Особую роль в достижении этих целей может сыграть Азербайджан, который вносит вклад в Южный газовый коридор и является «движущей силой» этого проекта. Я хотел бы добавить, что наше сотрудничество с Азербайджаном не ограничивается только Южным газовым коридором. Как отмечено в Меморандуме о взаимопонимании по стратегическому партнерству в сфере энергетики, подписанном между президентом Еврокомиссии Баррозу и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, двустороннее сотрудничество может продвигаться вперед в сфере возобновляемых энергоресурсов, развития эффективного использования энергоресурсов, технической помощи, адаптации законодательства и прочих областях.