Синан Оган: урегулирование нагорно-карабахского конфликта невозможно до 2015 года

По мнению известного турецкого политика, решение нагорно-карабахского конфликта может произойти и вооруженным путем.

Как сообщает AZE.az, глава турецкого центра по стратегическим исследованиям и международным отношениям (TÜRKSAM) Синан Оган в интервью армянским СМИ прокомментировал сложившуюся в настоящий момент ситуацию на Кавказе.

– Господин Оган, как вы оценивает факт подписания совместной декларации Азербайджана и ЕС о «Южном энергетическом коридоре»?

– Соглашение о Nabucco не является новостью. Мы давно говорили об этом с Евросоюзом, Азербайджаном. Вы знаете, что у России был южный энергетический путь, а у Турции был проект Nabucco. И конкуренция по поводу этих двух проектов существует с давних пор.

– Какую позицию займет Россия?

– Я не думаю, что реакция России будет существенной, поскольку в южном регионе у России есть свой проект, у Азербайджана – свой. Азербайджан – независимая страна, которая располагает собственными запасами газа, ведет независимую внешнюю политику и осуществляет экспорт газа, как через Турцию, так и через российскую территорию. Поэтому я не думаю, что каким-либо образом Россия отреагирует на этот проект.

– Как может повлиять подписанная декларация на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Имеется в виду реакция России.

– Думаю, реакция будет положительной. Поскольку, как вы знаете, Nabucco может проходить также и по территории Армении, если решится карабахский вопрос. По территории Армении может проходить и азербайджанский газ, но для этого Армения должна освободить оккупированные территории.

И поэтому я думаю, что это соглашение ускорит процесс урегулирования Карабахского вопроса. Если этот вопрос не решится, Nabucco пройдет через Грузию, и Армения останется за пределами энергетического потока.

– Министр иностранных дел России С. Лавров, говоря о карабахском вопросе, отметил, что на данном этапе не надо мешать процессу. На ваш взгляд, что он имел в виду, и кто же мешает процессу?

– Я не думаю, что кто-то мешает этому процессу. Я читал заявление господина Лаврова, и не увидел там никаких конкретных обвинений. Он говорит, что если между Арменией и Азербайджаном состоятся прямые переговоры, если основная роль в этом вопросе не будет предоставлена Минской группе, то в таком случае, обеим сторонам будет легче вести переговоры.

Как вы знаете, в этом вопросе играют роль и Франция, и США, и Россия, и Турция. Без посредников сторонам будет значительно проще вести переговоры. Поскольку уже 20 лет ведутся переговоры, а результатов нет.

– Как вы оцениваете данный этап переговорного процесса, который существует после астанинского саммита ОБСЕ?

– Ничего хорошего после Астаны мы не увидели. Ожидания были очень большими. Я, честно говоря, ни до, ни после Астаны не ждал никаких новых процессов. Мне кажется, что в обозримом будущем, ни одна из сторон не предпримет существенных шагов. Нам придется ждать до 2015 года.

– А вы предвидите военные действия до этого времени?

– Я не думаю, что до 2015 года этот вопрос может быть решен нормальным путем. Даже военные действия кажутся более вероятными. Поэтому и Турция, и Россия, и другие представители Минской группы должны попытаться решить эту проблему до 2015 года.

– Почему именно до 2015 года?

– В 1915 году имело место переселение людей из одной территории, на которой разворачивались военные действия, в другую территорию. Армяне считают это «геноцидом». Мы, конечно, так не считаем. В 2015 году этому событию исполнится 100 лет. До этого, Армения не будет готова решить этот вопрос мирным путем.