СМИ: Брюссель ищет источник финансирования строительства Транскаспийского трубопровода

Европа рассчитывает заменить российский газ туркменским.

Как передает AZE.az, Евросоюз заинтересован в ускорении импорта поставок туркменского газа. Об этом заявил представитель ЕС в Туркмении Денис Даниилидис. Для возобновления переговоров по проекту строительства Транскаспийского трубопровода в Ашхабад прибудет вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович.

«По итогам предварительного обсуждения стала очевидна необходимость решения вопроса о том, на каких условиях будут участвовать в проекте европейские компании, которые пожелают закупать туркменский газ для рынка Евросоюза», – сказал агентству Reuters Денис Даниилидис.

При этом он предпочел воздержаться от разглашения деталей обсуждения проекта. Известно только, что Ашхабад и Брюссель договорились о поставках газа в объеме от 10 до 30 млрд куб. м в год. Для этого Туркмении надо будет присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), запуск которого запланирован на 2018 год. TANAP предусматривает транспортировку азербайджанского газа через территорию Турции в Европу и является составной частью «Южного газового коридора», пишет «Независимая газета».

Если с Азербайджаном ЕС уже работает, то с Туркменией предстоит договариваться. Судя по первым итогам встречи Мароша Шефчовича с послом Туркменистана в Бельгии Какаджаном Моммадовым, Ашхабад заинтересован в экспорте своего газа в Европу и, как полагают эксперты, будет более сговорчивым, чем прежде. Сразу после переговоров Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана распространило сообщение о том, что «с учетом значительных запасов природного газа и возможностей развития экспортной трубопроводной инфраструктуры страна вполне сможет обеспечить европейский рынок необходимыми объемами природного топлива».

До недавнего времени основным потребителем туркменского газа была Россия. Но с 2009 года объемы закупок сокращались, а начиная с 2015 года они упали до 4 млрд куб. м в год. Теперь основными потребителями туркменского газа стали Китай и Иран. Сумма контрактов Туркмении с Китаем уже достигла 95 млрд куб. в год. Планируемый проект трубопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ) хоть и обсуждается, но вряд ли будет реализован в ближайшее время. И проблема не только в беспокойном Афганистане.

Как отметил «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, Катар и Турция видят в ТАПИ конкурента. Катар является монополистом по поставкам сжиженного газа в Пакистан и Индию. В случае если трубопровод будет проложен, цена на газ на этих рынках упадет. Посему выбор Туркмении в расширении экспорта своего газа сводится к европейскому направлению.

Однако главная проблема строительства Транскаспийского газопровода, как известно, в позиции Москвы и Тегерана, которые против прокладки любых трубопроводов, пока не будет определен статус Каспия. «Строительство таких трубопроводов – это суверенное право государств, по участкам морского дна которых они проходят», – заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов, выступая на IV Каспийском саммите в Астрахани.

Единственный вариант – двусторонние договоренности Ашхабада с Баку, но, как сказал «НГ» президент союза компаний «Аналитика, консалтинг, пиар» Исмаил Агакишиев, и здесь непременно нужно согласие Москвы. «Если сегодня в отношениях ЕС и России похолодание, то надо учесть, что отношения между Азербайджаном и Россией, напротив, теплые. Они партнеры и союзники. В целом партнерские отношения и у Туркмении с Россией. Я не думаю, что Ашхабад и Баку решатся на конфронтацию с Москвой из-за строительства Транскаспийского трубопровода», – считает эксперт. Агакишиев также обратил внимание на финансовую сторону проекта. До сих пор шли только политические переговоры, однако самый главный вопрос, кто будет финансировать этот проект. «Если Европа так активно лоббирует проект Транскаспийского трубопровода, то логично, чтобы она же полностью финансировала его реализацию. Но дело в том, что в отличие от нефтяных проектов газовые быстро не окупаются. Найдутся ли в условиях кризиса компании, которые захотят инвестировать в этот проект средства, – вопрос, на который пока нет ответа», – сказал Агакишиев. Он сомневается еще в том, что Европа сможет заменить импорт российского газа каспийским или каким-то другим. Доля российского газа на европейском рынке будет оставаться стабильной, где-то на уровне нынешних поставок, сказал «НГ» Агакишиев.