СМИ: членство в ТС приведет к резкому подорожанию импортируемых Арменией товаров

Грядущее присоединение Армении к Таможенному союзу (ТС) фактически означает отказ от либеральной тарифной политики, и переход к протекционистской для отдельных членов ТС политике.

Как сообщает AZE.az, Армения в I полугодии импортировала свыше 27,2 тыс. тонн сахара, по таможенной цене более $571 за тонну, пишут Новости Армении. При этом львиная доля в общем объеме пришлась на Бразилию (90,6%), с таможенной ценой в $549 за тонну, и расстоянием свыше 11 тыс. километров от нашей сухопутной страны.

На втором месте, с большим разрывом по объему, находится «близкая» Румыния (доля в 8,5%), откуда сахар поступил в указанном периоде по таможенной цене $765 за тонну. В Румынии производство сахара вначале базировалось на местных ресурсах сахарной свеклы, однако впоследствии стал широко использоваться сравнительно дешевый бразильский тростниковый сырец. Остальное количество этого товара, небольшими партиями, поступило в Армению из ряда других стран.

РФ, несмотря на масштабное собственное производство (свыше 5 млн. тонн в прошлом году), все же был вынужден импортировать сахар, а также сахар-сырец для переработки. Так, за три последних года Россия импортировала свыше 5,2 млн. тонн сахара, на сумму почти в $3,4 млрд. Причем, как и у нас, в большинстве своем (свыше 70%) это бразильский сахар.

Однако ситуация с ресурсами сахара (а также ряда других товаров) в России коренным образом иная, чем у нас. Протекционизм в этой стране, отраженный в тарифах ТС, проявляется в высоких таможенных пошлинах, в целях обеспечения конкурентоспособности товаров местного производства.

Вначале отметим, что даже внутри рамок ТС сотрудничество не столь идеально. Каждая страна-участница, естественно, старается защитить свои интересы во внешней торговле. Скажем, по тому же сахару имелись серьезные проблемы у Беларуси с Россией.

Россия, после длительного перерыва, года два назад также экспортировала сахар. Однако, по сентябрьской оценке экспертов ИКАР, в текущем году ей придется резко увеличить закупки импортного сахара-сырца из-за затяжных дождей. Отметим, что по состоянию на начало ноября сбор сахарной свеклы в России составил «лишь» 34,2 млн. тонн, против прошлогодних 38,4 млн. тонн. В общем, в этой стране проблем с сахаром предостаточно…

В ТС применяется специфическая (то есть за единицу веса) таможенная пошлина на импортируемый из третьих стран свекловичный сахар, в размере $250 в I полугодии, и $270 во втором полугодии. По так называемому «белому» сахару, то есть тому продукту, который представлен в нашей розничной сети, таможенная пошлина составляет аж $340 за тонну. Эти показатели фигурируют в «Едином Таможенном тарифе Таможенного союза», введенном в действие с начала 2010 года.

В Армении же на сахар действует адвалорная (то есть в процентах к таможенной стоимости) пошлина, в размере 10%. По расчетам, средняя величина пошлины в I полугодии т.г. составила около $57 за тонну сахара, что в кратных размерах меньше пошлин ТС как на «белый» сахар, так и на свекловичный.

Понятно, что с присоединением Армении к ТС «наши» пошлины будут пересмотрены. Так же понятно, что применение высоких ставок ТС приведет к резкому подорожанию импортируемых Арменией товаров, в том числе продуктов питания.

В «Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия таможенного союза принимает консенсусом», включены практически все товары. Проблема в том, что эти пошлины уже утверждены нынешними членами ТС, и навряд ли для Армении будут снижены…

Оказывается, в ТС тарифные квоты (по которым можно импортировать определенное количество товаров на определенный период времени, по относительно низким пошлинам) распространяются лишь на отдельные виды продукции сельского хозяйства, имеющие сырьевое значение. Для готовой, то есть переработанной продукции эти поблажки не предусмотрены.

В данный момент утверждается, что в случае применения нулевого тарифа на импортируемый российский природный газ последнее по счету его подорожание для Армении компенсируется. Однако никто не рискнет предсказать, останется ли неизменной для Армении сама цена российского газа, или же в ближайшем будущем в очередной раз повысится…