СМИ: Что мешает греческим проектам SOCAR?

В ноябре 2013 года стало известно, что антимонопольное ведомство ЕС начало проверку готовящейся сделки по приобретению компанией SOCAR греческого газотранспортного оператора DESFA.

Как передает AZE.az, несколько дней назад министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис объявил о решении нового правительства немедленно прекратить приватизацию Государственной энергетической корпорации, Независимого оператора транспортировки энергии и Греческой нефтегазовой компании.

Заявление было достаточно неожиданным, учитывая, какие крупные проекты в сфере поставок энергоресурсов из Каспийского региона через Грецию планируется реализовать в ближайшие несколько лет. Так, Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР, SOCAR) приобрела 66% акций DESFA за 400 млн евро, победив на тендере в июне 2013 года. Еврокомиссия до сих пор не одобрила сделку.

В Баку считают компанию DESFA ключевой для проекта Трансадриатического трубопровода (TAP) по поставке газа с месторождения Шахдениз через Турцию и Грецию на юг Европы.

В ноябре 2013 года стало известно, что антимонопольное ведомство ЕС начало проверку готовящейся сделки по приобретению компанией SOCAR греческого газотранспортного оператора DESFA. У европейских чиновников появились опасения, что на газовом рынке Греции снизится уровень конкуренции и данная сделка не отвечает требованиям так называемого третьего энергопакета, который ограничивает возможности компаний, добывающих и продающих газ, во владении и использовании газопроводов Евросоюза.

Еще больше вопросов вызвали заявления, сделанные накануне все тем же министром Лафазанисом, который, комментируя покупку Госнефтекомпанией Азербайджана акций оператора газораспределительной сети этой страны – DESFA, заявил, что "правительство Греции будет ждать решения Еврокомиссии и определит дальнейшие шаги".

Комментируя "Вестнику Кавказа" ситуацию, сложившуюся вокруг инвестиций азербайджанской компании в Греции, глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан назвал позицию официального Брюсселя по отношению к Азербайджану неадекватной.

По его словам, азербайджанская сторона стала участником сделки купли-продажи раньше, чем ЕС принял третий энергопакет. "Тут нет никакой логики. Потому что SOCAR участвовал в тендере по купле-продаже еще в 2011 году, и в 2013 году компания прошла все процедуры тендера. То есть юридически, когда  SOCAR приобретал DESFA, этот документ не был принят", – сказал эксперт.

По его словам, согласно всей процедуре уже в феврале 2014 года SOCAR должна была начать осуществлять управление греческой газотранспортной компанией. Но этого не произошло, потому что в ноябре 2013 года греческое правительство уведомило азербайджанскую сторону о том, что они не могут этого сделать, так как нет одобрения от Европейской Комиссии.

По мнению эксперта, всякие обвинения в несоответствии сделки о купле-продаже DESFA третьему энергопроекту не уместны. Он отметил, что ни в одном из международных энергопроектов Азербайджан не владеет 100% долей, чтобы быть обвиненным в монопольном владении активов. "Но ведь в DESFA Азербайджан владеет не 100%, а всего лишь 66%. В Шахденизе SOCAR принадлежит 10%, она даже не оператор, а Южный газовый коридор вообще состоит из трех разных трубопроводных консорциумов", – отметил он. 

Аналитик заявил, что экономический кризис, царящий в Греции, повлиял и на интерес к проектам в Греции со стороны Азербайджана, "так как у этой страны накопились огромные долги страны перед ЕС, европейскими банками, которые придется возвращать до 2020 года, начиная уже с этого года, что снижает ее инвестиционную привлекательность". "Поэтому Азербайджан уже не так стремится покупать в Греции какие-то активы. В декабре глава SOCAR уже сказал, что этот проект по большому счету Евросоюзу и Греции нужен намного больше, чем Азербайджану", – резюмировал эксперт.