СМИ: Гюмри сидит на пороховой бочке. ВИДЕО

Как передает AZE.az, теме трагедии в Гюмри парламент Армении  посвятил специальные слушания. В них принял участие генпрокурор республики. Ситуация в самом Гюмри остается взрывоопасной.

Главной в деле о расстреле российским военнослужащим Валерием Пермяковым семьи Аветисян в Гюмри остается проблема юрисдикции. Почему обвиняемого, признавшего свою вину, российская сторона не выдает армянскому правосудию, кто и где будет судить Пермякова, и где он будет отбывать наказание? Эти и другие вопросы были адресованы генпрокурору Армении Геворгу Костаняну во время состоявшихся в парламенте страны в четверг, 22 января слушаний, посвященных трагедии в Гюмри. Об этом пишет DW.

Требования выдачи и протесты

Напомним, что 12 января солдат срочной службы российской армии Валерий Пермяков, захватив автомат, покинул пост на 102-й российской военной базе, дислоцированной в Гюмри. Добравшись до города, он расстрелял всю семью Аветисян. Погибли шесть человек. Единственного выжившего в бойне пологодовалого мальчика врачам спасти не удалось, его похоронили 21 января.

На следующий день после преступления Генпрокуратура Армении официально заявила о том, что вопрос выдачи армянским правоохранителям главного подозреваемого Пермякова не обсуждается, поскольку тот "является гражданином России и по конституции этой страны не может быть выдан другому государству".

Это заявление вызвало волну протестов в Армении. 14 и 15 января тысячи людей в Гюмри и Ереване потребовали выдачи российского солдата-срочника, сознавшегося в убийстве и находящегося под арестом на российской военной базе, армянскому правосудию. Произошли столкновения демонстрантов с полицией, в которых пострадали свыше двух десятков человек.

Генпрокурор пообещал собравшися у облпрокуратуры в Гюмри демонстрантам, что обратится к своему российскому коллеге. Однако, как выяснилось в ходе парламентских слушаний, он не сделал этого до сих пор. По словам Геворга Костаняна, оснований для этого пока недостаточно.

Вопросы депутатов остаются без ответа…

Между тем армянских законодателей, как и участников акций протеста, интересует, почему Пермяков до сих пор не выдан армянскому правосудию, в то время как преступление он совершил не на территории российской военной базы, а за ее пределами. Почему российские пограничники, задержавшие беглеца при попытке пересечь армяно-турецкую границу, не передали его правоохранительным органам Армении, а доставили на военную базу?

И хотя генпрокурор пытался ответить на неудобные вопросы депутатов парламента, ему все время приходилось ссылаться на тайну следствия. Могло показаться, что Костаняну нечего сказать, или он не уполномочен делать заявления без санкции высшего руководства страны.

На главный вопрос, по сути, ответил 21 января пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В интервью ряду армянских СМИ он, в частности, заявил, что судить Пермякова будет российский суд по российским законам. Местные юристы считают, что это может быть выездной российский суд на территории российской военной базы. Такое мнение в беседе с DW высказал эксперт по международному праву Ара Казарян.

…и возникают новые

Вместе с тем на слушаниях в парламенте всплыли еще несколько вопросов, связанных с преступлением в Гюмри. Так, депутат от оппозиционной партии "Наследие" Заруи Постанджян заявила, что, возбудив уголовное дело по факту убийства двух и более человек, правоохранительные органы Армении забыли еще об одном преступлении. По ее словам, не было возбуждено уголовного дела по факту передачи российскими пограничниками Пермякова не армянским правоохрантелям, а командованию российской военной базы.

Постанджян уверена, что уголовное дело следует также возбудить и по факту бездействия в данном случае Национальной службы безопасности Армении. "Вы должны обратиться с запросом о передаче Пермякова армянской стороне, так как это (преступление. – Ред.) никак не связано с юрисдикцией РФ", – заявила депутат. Генпрокурор сообщил, что следствие рассматривает и этот вопрос: "Как только у нас будет достаточно фактов, мы обратимся к российской стороне".

Депутат от оппозиционной партии Армянский национальный конгресс Никол Пашинян также подчеркнул, что нужно выяснить, насколько правомерна была доставка на российскую военную базу задержанного на территории Армении Пермякова. Кроме того, Пашинян поинтересовался, почему в отношении Пермякова не возбуждено уголовное дело по факту попытки незаконно пересечь госграницу.

"Гюмри сидит на пороховой бочке"

Между тем ситуация в Гюмри продолжает оставаться напряженной. Как рассказал DW по телефону член Совета старейшин мэрии города Левон Барсегян, хотя на улицах города сейчас нет протестующих, "мы все понимаем, что из-за атмосферы на российской военной базе наш город и прилегающие окрестности сидят  на пороховой бочке".

По словам Барсегяна, люди требуют от властей передачи дела Пермякова армянским правоохранительным органам, и ожидание ответа тоже можно назвать своего рода пороховой бочкой. "Чем позже власти возьмутся за дело, тем выше вероятность того, что ситуация взорвется, – предупредил Барсегян. – И чем скорее власти начнут поддерживать следствие и перестанут выступать в качестве наблюдателя, тем скорее будет нейтрализована возможность взрыва общественного возмущения".