СМИ: Ильхам Алиев снял неприкосновенность с Министерства налогов

Как теперь будет работать Минналогов? Конечно же, в свете требований главы государства, значит, в рамках закона. Не одному налоговику, правда, придется попрощаться с работой, но в целом этой службе придется выправить положение. 

Как передает AZE.az, Министерство налогов Азербайджана считалось структурой, которую не полагалось критиковать, на него нельзя было жаловаться, подавать иск в суд. Одним словом, не министерство, а какая-то привилегированная госструктура, которую поставили над всеми законами страны. Правда, отдельные критические статьи все же появлялись в прессе, но они больше смахивали на голословную критику, без веских доказательств и острых углов. В целом такая критика была бессистемной, ее никто не поддерживал, не говоря уже о том, что никто на нее и не реагировал. Об этом пишет  Haqqin.

Все это создало вокруг данного министерства некий ореол неприкосновенности. И действительно, пусть кто-нибудь вспомнит, посадили ли какого-нибудь налоговика за совершенные им преступления? Что, не было таких нарушений закона налоговиками? Были! Но они всегда выходили сухими из воды.

И это готова утверждать не одна сотня и тысяча азербайджанцев, в той или иной степени сопряженных с этой службой. А если напрячь немного память, то нетрудно и нам вспомнить, сколько знакомые и близкие рассказывали случаев о беспределе налоговиков при сборе ими… нет не налогов, а просто очередных поборов. И таких поборов было не один или два в год.

А делалось это в весьма «не высокопрофессиональной форме». Заходят, скажем, в аптеку налоговики, на глаз прикидывают ее «стоимость» и, глядя в потолок, называют какую-то абстрактную сумму, берут ее, так сказать, с потолка. Оторопевший хозяин объекта пытается понять – за что. Но его тут же строго предупреждают: названную сумму необходимо доставить конкретному человеку в указанное время. В противном случае… Или же звонят налоговики предпринимателю и требуют выплатить налог авансом, порой за полгода вперед. Если предприниматель намекает налоговику на ограниченность в финансовых возможностях и обращается с просьбой дать отсрочку до положенного срока, то налоговик обещает постучаться в его дверь и провести внеплановую проверку. Или рассчитаться с ним по полной программе во время плановой проверки. Что остается делать предпринимателю? Либо искать требуемую (в незаконном порядке) сумму в долг, либо закладывать собственность в банке, получая кредит под сумасшедшие 22 процента, чтобы расплатиться с налоговиком. И как после этого бизнесмену развивать свое дело?

В лучшем случае хозяина оштрафуют, а объект закроют до «уточнения всех обстоятельств». И самое главное, эти поборы, которые вряд ли так можно называть из-за величины названной суммы, которая в несколько раз превышала обычную месячную норму, нигде не регистрировались. Предпринимателям за эти самым наглым образом отнятые у них деньги, естественно, никаких квитанций и расписок никто и не думал давать. Таким образом, налоговики сами способствовали созданию теневой экономики, расцвету коррупции и безнаказанности.

Последнее обстоятельство особенно беспокоило и сегодня беспокоит предпринимателей. Помнится, один знакомый предприниматель обратился в письменной форме в органы прокуратуры с жалобой на налоговиков, которые требовали у него крупную сумму за «просто так». Да, налоги официальные им были выплачены полностью, на что имелись все необходимые документы. Но платить кому-то лишние деньги он не намеревался, о чем открыто заявил в лицо налоговикам, которые усмехаясь, посоветовали ему жаловаться куда угодно. И они оказались правы. Представить себе трудно, но прокуратура отказалась принимать жалобу на налоговиков, заявив, что им запрещено вмешиваться в дела налоговых служб.

Читателю, мало знакомому с тонкостями борьбы с коррупцией, хочется напомнить, что это весьма трудное дело. Взяточника надо поймать с поличным, то есть в момент получения им специально подготовленных купюр. Поэтому жалобы на взяточников правоохранительными структурами принимаются с огромной радостью, а самим фактом раскрытого взяточничества они долго козыряют как важным достижением.

В данном же случае отказ от готового «навара» действительно создавал иллюзию, что за налоговиками стоит очень сильная структура или личность. Сами налоговики, стараясь еще более раздуть свою значимость, тоже часто давали это понять предпринимателям, обязательно добавляя, что эта сила сидит «на самом верху», явно намекая на высшее политическое руководство страны.

Но, слава Богу, на днях сам президент Ильхам Алиев поставил точку в этом вопросе.«Мне поступает информация, что Министерство налогов в последнее время ведет себя очень строго и стало довольно требовательным. Здесь мы не должны путать два момента. Министерство налогов должно стараться законными путями в полном объеме обеспечить поступление налогов. Это однозначно и здесь не может быть каких-либо уступок. Но нельзя выдвигать необоснованные требования. Предприниматели должны выплачивать государству все налоги. Я также обращаюсь к государственным органам и заявляю, чтобы никаких необоснованных требований к предпринимателям не выдвигались. А такие случаи, к сожалению, есть. Это и Министерство налогов, и правоохранительные органы, и органы исполнительной власти. Они облагают данью, требуют свою долю и «крышуют» предпринимателей», -заявил президент в своей речи на расширенном заседании Кабинета министров и потребовал положить этому конец.

Заявление президента отбросило в сторону все сомнения. Глава государства открыто сказал: ему поступают сведения, что подобные действия в определенных местах приняли массовый характер. Он поручил соответствующим структурам положить этому конец и попросил предпринимателей не бояться и докладывать ему о подобных случаях. И даже отправлять жалобы на э-мейл.

Страна-то процветает за счет предпринимателей. Значит, кто притесняет предпринимателей – изменяет государству.

Как теперь будет работать Минналогов? Конечно же, в свете требований главы государства, значит, в рамках закона. Не одному налоговику, правда, придется попрощаться с работой, но в целом этой службе придется выправить положение. «Неприкосновенность» свою они явно растеряли. Более того, теперь каждый предприниматель знает, где надо искать управу на зарвавшегося налоговика. А то, что кара президента бывает очень строгой, все знают хорошо.