СМИ Ирана: Каспий – зона столкновения интересов?

Важнейшей темой международных новостей и комментариев СМИ Ирана в последние дни, касающихся России, стал Четвертый саммит глав государств Прикаспийского региона, открывшийся   в российском городе Астрахань.

Как передает AZE.az, сообщение об астраханском саммите издание Khorasan  разместило на первой полосе. Газета сообщила, что президент Ирана, Хасан Рухани, имеет в рамках своего визита на саммит весьма обширную программу: это и официальные выступления, и подписание документов, и беседа с президентом России, и участие в церемонии выпуска в речную воду на берегах Волги новорожденных осетровых рыб, и интервью телеканалу Russia today. Как подчеркнул на своей странице Facebook посол ИРИ в Москве, Мехди Санаи, «ведущей темой предыдущих трех саммитов была борьба государств региона с наркотрафиком», отмечает издание. Об этом сообщают ИноСМИ.

В  более сдержанных тонах прокомментировала Каспийский саммит Resalat. Сообщение, озаглавленное фразой из выступления президента Ирана («Превратим Каспий в образец солидарности добрососедства»), также ограничилось цитированием выступления на саммите Рухани, говорившего о необходимости сделать Каспий «зоной общего блага и процветания», «символом мира и безопасности», «образцом добрососедства и сотрудничества всех наций и народов» региона. Газета констатировала, что прошедший в Астрахани саммит глав государств Каспийского бассейна не ограничился только принятием совместной декларации; помимо этого главами соответствующих министерств, и в присутствии президентов всех пяти стран бассейна было подписано три международных соглашения – о сотрудничестве в сфере климатологии Каспийского моря, в сфере противодействия непредвиденным и чрезвычайным ситуациям на Каспии, а также соглашение в области охраны окружающей среды и биосферы.

Однако куда более важной проблемой, чем все подписанные соглашения, является для Ирана вопрос об определении (точнее, «неопределенности») правового статуса Каспия, утверждает комментатор издания Akhbare-rooz Ардашир Зарэи Канавати. Дело в том, что в эпоху, когда у Ирана был только один сосед на Каспии – СССР, по соглашению между двумя странами они использовали ресурсы Каспия поровну, в пропорции 50% на 50%. После распада СССР здесь появились еще три государства – Туркмения, Азербайджан и Казахстан. Но фактическая доля, на которую может рассчитывать Иран при строгой регламентации правового режима – это доступ  даже не к 20, а только к 13% его ресурсов, утверждает автор. Именно этого добиваются как раз три государства, возникшие на карте региона после распада СССР, вблизи берегов которых как раз и обнаружены важнейшие в настоящий момент ресурсы, которыми обладает Каспий – нефть и газ. Строгая регламентация прав на использование ресурсов Каспия в этих условиях, скорее, на руку трем вышеупомянутым государствам, которые стремятся найти возможности для самостоятельной транспортировки этих ресурсов на Запад. А последнее, в условиях украинского кризиса, крайне нежелательно для России, поскольку это может открыть дорогу присутствию на Каспии нерегиональных игроков, рассуждает Канавати.

Автор Akhbare-rooz предложил разделить проблемы современного Каспия на три категории: экономические, политические и правовые. Экономические имеют первостепенное значение для Баку, Ашхабада и Астаны (поскольку для тех важно обеспечить себе право распоряжаться ресурсами Каспия на мировом рынке), политические – для России (поскольку для нее важнейшим является вопрос о присутствии в регионе только региональных сил, и никаких иных), а правовые, соответственно, для Ирана (для которого важно, скорее, оставить за Каспием статус акватории «общего блага» или «общего права», нежели прав каждого из пяти региональных игроков «по отдельности»). Но «общая выгода» – это явно не то, к чему стремятся все игроки, поскольку каждый ищет здесь свою выгоду. В итоге, Четвертый Каспийский саммит, как и предыдущие, по всей вероятности, не придёт к соглашению по определению правового режима Каспия, что на данный момент более выгодно Ирану, и, в определенной степени, России, заключает Канавати.

Что касается не менее значимой для Ирана международной проблемы, уже на протяжении нескольких лет обсуждаемых в СМИ, ядерной программы Ирана и международных переговоров с российским участием, Khorasan высказывается в том плане, что официальные лица России склонны смотреть на исход переговоров «скорее, с оптимизмом». Издание приводит слова главы МИДа России Лаврова о том, что 95% всех ядерных проблем уже успешно разрешены, но еще остается 5%, разрешить которые пока сложно.

 В ходе переговоров также, подчеркивает Khorasan, Лавров снова призвал США признать за Ираном «роль крупного и влиятельного регионального игрока».

А вот влиятельная Resalat, похоже, не прониклась оптимизмом, который излучал глава российской дипломатии и который отметила Khorasan. Комментатор издания Мухаммад-Казэм Амбарлуи констатировал, что, как бы то ни было, окончательного результата прошедшие переговоры по ядерной программе не дали. «Русские просто замечают, что еще есть время на успех, американцы говорят о том, что обеим сторонам придётся поступаться принципами и принимать тяжелые решения; так или иначе, противоречия весьма серьезны, и ясно одно – предстоит новый этап переговоров, причем непонятны ни сроки, ни их место проведения», констатирует автор Resalat.