Возобновление нагорно-карабахского конфликта в очередной раз говорит о том, что постсоветское пространство входит в опасную фазу дестабилизации.
Как передает AZE.az, обострение в Нагорном Карабахе выпукло очертило отношение субъектов постсоветского пространства к армяно-азербайджанскому конфликту, а также политику некоторых межгосударственных образований. В эти дни Беларусь на законодательном уровне приняла постановление, запрещающее участие вооруженных сил страны в военных операциях за границей. Об этом заявил журналистам министр обороны Беларуси Андрей Равков: "Такого не будет никогда". Беларусь, по его словам, "никого не рассматривает в качестве противника, однако будет применять все силы и средства, чтобы не отдать ни пяди своей земли".
Об этом пишет Виктория Панфилова, обозреватель "Независимой газеты", специально для "Вестника Кавказа".
Данное положение закреплено в новой военной доктрине Беларуси, которую 4 апреля 2016 года утвердил парламент страны. Тем самым Минск в очередной раз подтвердил, что не намерен вмешиваться в вооруженные конфликты, где бы то ни было. В том числе, в Нагорном Карабахе, где одна из сторон конфликта – союзник Беларуси по военно-политическому блоку ОДКБ.
В подкрепление своего решения официальный Минск призвал Баку и Ереван проявить сдержанность и строго соблюдать договоренности о прекращении огня, а глава белорусского МИДа Владимир Макей заявил о необходимости урегулировать конфликт за столом переговоров на основе принципов международного права. "Сомнения ряда экспертов относительно реальной готовности Беларуси участвовать, скажем, в обороне стран-участниц ОДКБ существовали всегда. Новая военная доктрина этой страны лишь укрепит такие мнения", – сказал "Вестнику Кавказа" доктор политических наук, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев.
В странах Центральной Азии уже высказывают сомнения, что в случае внешней или внутренней агрессии ОДКБ займет позицию наблюдателя, как в случае с конфликтом в Нагорном Карабахе. "Секретариат ОДКБ очень внимательно отслеживает ситуацию, которая сложилась на линии соприкосновения. Позиция государств – членов ОДКБ по этому вопросу заявлена много раз – прекращение огня и мирное решение нагорно-карабахского конфликта, а его продолжение чревато дестабилизацией ситуации во всем Кавказском регионе. Ясно одно: всем нужен только мир", – заявил генсек ОДКБ Николай Бордюжа.
Но дело не только в Нагорном Карабахе. По мнению директора Группы оценки рисков (Казахстан) Досыма Сатпаева, возобновление нагорно-карабахского конфликта в очередной раз говорит о том, что постсоветское пространство входит в опасную фазу дестабилизации. "Реальные и потенциальные межгосударственные конфликты разного уровня и масштабов уже окружают Казахстан, и геополитическая турбулентность может представлять угрозу для национальной безопасности республики, в том числе с точки зрения военной агрессии. Поэтому актуальным является вопрос о боеспособности собственных казахстанских вооруженных сил", – отметил Сатпаев.
Однако, как считает Андрей Казанцев, это отнюдь не означает, что каждая страна ОДКБ будет защищать только сама себя. "В рамках Центральноазиатского региона есть коллективные форматы сил, есть разные механизмы внутри ОДКБ. Даже если Беларусь откажется поставлять свои силы в эти форматы в случае, скажем, вторжения боевиков, в том числе, связанных с Аль-Каидой и "Исламским государством" (организаций, запрещенных в РФ), с территории Афганистана в Таджикистан, то Россия и другие страны Центральной Азии это сделают. Механизмы отработаны в ходе различных учений. Кроме того, Россия и страны центральноазиатского региона взаимосвязаны. Поэтому вряд ли, скажем, Россия, Кыргызстан и Казахстан откажутся помогать Таджикистану в случае реальных вторжений. А если откажутся – то беда быстро перекинется к ним самим. Беларусь же от всего этого немного в стороне, она просто в совсем другом регионе находится", – сказал Андрей Казанцев.
Позиция ОДКБ понятна. Страны, входящие в состав организации, имеют собственные отношения, как с Арменией, так и с Азербайджаном. Если Армения член региональных объединений не только ОДКБ, но и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и стратегический союзник Москвы, то Азербайджан – серьезный экономический партнер. Вряд ли Назарбаеву и Лукашенко хочется сейчас поддерживать Армению. Тем более что они не очень-то хотели ее принятия в ЕАЭС. Но отказать Армении – значит поставить под удар интеграционные объединения. Что же касается Баку, то для Казахстана Азербайджан является братской, дружественной страной, ключевым партнером в Кавказском регионе. С некоторых пор он стал южными "воротами" для транспортировки своих грузов идущих из Турции. В первый день возобновления конфликта казахстанский сегмент социальных сетей окрасился в цвета азербайджанского флага. Это говорит о том, что мусульмане не только Казахстана, но и всей Средней Азии не пойдут против своих единоверцев.
У Беларуси в Азербайджане собственный интерес. В сложное для Минска время именно Баку не дал возможности для начала новой газовый войны между братскими славянскими народами, а именно между русскими и белорусами. За годы независимости Азербайджан всегда был для стран постсоветского пространства надежным и очень полезным партнером, который одним из первых поддержал Россию в период объявления санкций.
Для России вообще ситуация не столь однозначна. В Баку и Ереване говорили, что ключи от карабахской проблемы находятся в Москве. Кремль от повысившейся напряженности в регионе в проигрыше. Сегодня Москва ни Баку, ни Еревану, кроме прекращения огня, ничего предложить не может. И ее позиция понятна – перекос в пользу одной из сторон конфликта поставит крест на добрых отношениях с другой. Особенно это показательно в азербайджанском направлении. Несмотря на то, что стратегическое союзничество с Арменией заявлено и подтверждено документально на высшем уровне, Россия не желает терять такого партнера как Азербайджан. Утеря Азербайджана чревата потерей всего Южного Кавказа. Абхазия и Южная Осетия и даже Нагорный Карабах не равноценная замена Азербайджану, а Грузия уже выбрала будущее в союзе с Западом, в частности, с НАТО. Очевидно понимая это, Москва всячески демонстрирует "равноприближеность" к сторонам конфликта. В частности, премьер РФ Дмитрий Медведев, завершив визит в Ереван по линии ЕАЭС, не мешкая посетит Баку, пишет эксперт.