Песенный конкурс "Евровидение" стал очередным и, возможно, наименее вероятным фронтом в возобновившемся противостоянии Востока и Запада, после того как певица с Украины неожиданно одержала победу над несомненным фаворитом – российским участником.
Как передает AZE.az, успех на "Евровидении" Кончиты Вурст был воспринят как выпад против гомофобной политики Путина, а над нынешней победой украинки и голову ломать не приходится, пишут СМИ. Но московская пропаганда валит проигрыш россиянина в одну кучу с другими якобы сфабрикованными скандалами – по поводу допинга, нарушения воздушных границ и вторжения в Украину. "Если посеять семена паранойи, они прорастут в тысяче мелких трещин", – замечает The Times.
"Песенный конкурс "Евровидение" стал очередным и, возможно, наименее вероятным фронтом в возобновившемся противостоянии Востока и Запада, после того как певица с Украины неожиданно одержала победу над несомненным фаворитом – российским участником", – пишет корреспондент The New York Times Иван Нечепуренко.
"Привычная пропагандистская машина Кремля стала во весь голос очернять конкурс в основных новостных телепередачах, заявлениях различных членов парламента и даже в измышлениях МИДа", – говорится в статье. Например, телеведущий Дмитрий Киселев и здесь усмотрел "темные происки США", хотя "Евровидение" – уж никак не американское событие, замечает корреспондент.
Безусловно, песня украинки под названием "1944" была интерпретирована многими как косвенный комментарий по поводу аннексии Россией Крыма в 2014 году, пишет Нечепуренко. Более того: отчетливо ощущался подтекст текущих событий, ведь Россию, которая недавно закрыла независимый законодательный орган крымско-татарского меньшинства, обвиняют в возобновлении дискриминации против него.
Каждая российская новостная программа и различные высокопоставленные чиновники заявили о том, что у российского певца Сергея Лазарева украли победу из политических соображений.
Автор статьи пересказывает заявления и комментарии о "Евровидении" главы Комитета Госдумы по международным отношениям Алексея Пушкова, официального представителя МИДа РФ Марии Захаровой, вице-премьера Дмитрия Рогозина.
По другую сторону границы украинцы также расценили свою победу в политическом ключе, отмечает Нечепуренко.
Около тысячи поклонников с цветами приветствовали Джамалу в аэропорту Киева скандированием: "Крым – это Украина!" Политики, начиная с президента Петра Порошенко, опубликовали поздравления в соцсетях.
"Вчера московские политики толковали о бойкотах и оплакивали давние западные заговоры по демонизации всего русского, сваливая "Евровидение" в одну кучу с другими якобы сфабрикованными скандалами – по поводу допинга в спорте, официальной гомофобии, нарушения воздушных границ и вторжения на Украину. Как вы можете заметить, ничто из вышеперечисленного не сфабриковано, – пишет Хьюго Рифкинд в The Times. – Однако их реакция была относительно спокойной по сравнению с шумом, поднятым телеканалом Russia Today".
"В одной из статей, написанных, по-моему, вполне хладнокровно, говорилось, что новые жюри "Евровидения" – результат фундаментального западного недоверия к демократии, – передает журналист. – Смешав вместе Берни Сандерса, Хиллари Клинтон, "военно-промышленный комплекс", Джереми Корбина, "блеровский истеблишмент" и референдум о выходе из ЕС, автор предположил, что британское жюри действовало с согласия министра иностранных дел Филипа Хэммонда".
"Гениальность российской пропаганды в том, что она упивается этим цинизмом и использует его, чтобы замарать всех остальных, – пишет Рифкинд. – Она нагло убеждает свою аудиторию, что так себя ведут все СМИ", то есть "западные СМИ тоже не совсем достойны доверия".
"В этом смысл неистового российского возмущения "Евровидением" – запятнать. Но даже в Москве должны знать, что ни одно западное правительство не будет заморачиваться подтасовкой результатов песенного конкурса (…). Боже, столько усилий, и ради чего? Однако, если посеять семена паранойи, они прорастут в тысяче мелких трещин. (…) Еще один крошечный кусочек западной веры в себя упадет в грязь, как вчерашняя блестка", – заключает автор.
Песенный конкурс в этом году был политизирован как никогда, пишет корреспондент Der Tagesspiegel Ник Афанасьев.
"Еще во времена холодной войны за каждым мирным сигналом в большинстве случаев следовал какой-либо агрессивный жест. Весь мир жил, затаив дыхание. Наметившийся с 2014 года ремейк конфликта между Востоком и Западом в последнее время подчиняется тем же правилам", – цитирует ИноПресса обозревателя.
В апреле стороны конфликта провели встречу в рамках Совета Россия-НАТО, работа которого приостанавливалась на два года, – и вот уже альянс заявляет об усилении своего присутствие в странах бывшего Варшавского договора и о развертывании ПРО в Восточной Европе. В ответ Путин объявляет об усилении российского военного присутствия на границах с Восточной Европой. "Глаз за глаз, радарная установка за радарную установку", – иронизирует автор.
"На этом фоне "Евровидение" не может оставаться конкурсом без политического контекста. Два года назад победа drag-queen Кончиты Вурст была воспринята как выпад против гомофобной политики Путина. Над интерпретацией победы украинки Джамалы и голову ломать не приходится: в песне "1944" говорится об изгнании крымских татар советским диктатором Иосифом Сталиным", – пишет Афанасьев.
Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев выразил мнение политической Москвы, назвав победу украинской исполнительницы "победой холодной войны". Проправительственные СМИ отреагировали на результаты конкурса с возмущением.
Что касается украинской стороны, то и оттуда в свете победы Джамалы примирительного тона в адрес Москвы не последовало, с сожалением отмечает автор. Он полагает, что "Евровидение" могло бы внести свой позитивный вклад в дело примирения народов".