Лидеры России, Ирана и Азербайджана на встрече в Баку наметили конкретные проекты для сотрудничества в регионе — важнейшими станут новые проекты на Каспийском море в области транспорта и энергетики, а также более тесное взаимодействие в борьбе с международным терроризмом.
Как передает AZE.az, в понедельник в Баку прошел саммит глав трех государств — Владимира Путина, Ильхама Алиева и Хасана Роухани. По словам Алиева, встреча получилась насыщенной, лидеры смогли обсудить широкий круг вопросов международной повестки дня и конкретные проекты сотрудничества. Следующая встреча, как предложил Роухани, должна пройти в Иране. Планируется, что для ее подготовки в Тегеране встретятся как главы МИД трех стран, так и министры транспорта и энергетики. Об этом пишут РИА Новости.
Выступая на саммите, президент РФ отметил, что перед странами стоят схожие проблемы и вызовы, такие, как продолжающийся глобальный экономический кризис. По его словам, Азербайджан и Иран являются для России добрыми соседями и важными партнерами.
По итогам саммита стороны приняли совместную декларацию. В Баку Путин также провел отдельные консультации с президентами Азербайджана и Ирана.
Каспийские проекты
Особое внимание на саммите было уделено проектам на Каспийском море, с которым граничат все три страны. Путин подчеркнул, что новые проекты на Каспии, в том числе в транспорте и энергетике, смогут диверсифицировать трехсторонние торгово-экономические связи. Алиев в этой связи заявил, что государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR заинтересована вместе с Ираном и РФ разрабатывать их сектора Каспия.
Путин отметил, что Москва готова обсуждать совместное использование трубопроводной инфраструктуры для транспортировки углеводородов Каспия. “Приоритетным видится реализация проектов по разработке и разведке нефтегазовых месторождений, прежде всего в каспийском регионе. Готовы обсуждать и взаимовыгодные схемы совместного использования трубопроводной инфраструктуры для транспортировки сырья”, — отметил президент РФ.
Алиев также предложил создать энергокоридор между Азербайджаном, Россией и Ираном. “Уверен, что совместными усилиями мы можем добиться формирования надежного энергетического коридора. Данный коридор может обеспечить энергообмен между тремя странами и выход на новые рынки”, — сказал Алиев.
В подписанной по итогам саммита декларации стороны обязались изучать возможности сотрудничества на Каспийском море, включая сотрудничество в сфере судоходства и морского туризма. “Стороны, рассматривая Каспийское море, как море мира, дружбы, безопасности и сотрудничества, подтверждают важность скорейшего согласования и принятия конвенции о правовом статусе Каспийского моря”, — следует из документа.
Коридор “Север-Юг”
На саммите стороны подтвердили, что проект международного транспортного коридора “Север-Юг” будет реализован в ближайшее время.
“В настоящее время между Россией и Азербайджаном есть железнодорожное сообщение. В этом году мы приняли решение о том, что Азербайджан удлинит свою железную дорогу до границы с Ираном. Надеюсь, что мы добьемся этого в ближайшие месяцы”, — сказал Алиев.
Как сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов, в данный момент Иран рассматривает РЖД в качестве поставщика оборудования для проекта “Север-Юг”.
“Пока иранская сторона видит РЖД в качестве поставщика оборудования, верхнего строения путей, элементов, и, конечно, РЖД имеет гораздо более глубокие компетенции в реализации такого рода проектов”, — сказал Соколов.
Он добавил, что решение по финансовому участию РЖД в проекте будет принято после рассмотрения технико-экономического обоснования и предложений иранских и азербайджанских партнеров.
Коридор “Север-Юг” призван соединить Северную Европу с Южной Азией. В ходе реализации проекта будут соединены железные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору “Север-Юг” планируется ежегодно транспортировать 5 миллионов тонн грузов, а в дальнейшем — более 10 миллионов тонн. Ранее РЖД заявили об участии в развитии проекта коридора.
Бороться с терроризмом вместе
На переговорах трех лидеров речь шла и о совместной борьбе с международным терроризмом. Алиев призвал к усилению международной координации в противостоянии этому злу.
“Растут риски и угрозы международного терроризма. Только сотрудничая, мы можем одолеть терроризм. Мы призываем к международному сотрудничеству по борьбе против терроризма”, — сказал президент Азербайджана.
По мнению Путина, нарастающая террористическая угроза представляет реальную опасность, поэтому необходимо выстраивать более тесное взаимодействие.
“Нас не могут не беспокоить два крупных очага нестабильности — афганский и ближневосточный — в непосредственной близости от границ России, Азербайджана и Ирана. От них исходит опасная угроза международного терроризма и трансграничной преступности, прежде всего, связанная с ростом потоков наркотиков, контрабанды оружия, перемещения боевиков. Я считаю, что нарастающая террористическая угроза представляет реальную опасность, необходимо выстраивать более тесное взаимодействие”, — сказал Путин.
По словам российского лидера, Москва, Тегеран и Баку уже наладили тесный диалог в области противостояния терроризму.
Президент Ирана со своей стороны отметил, что сотрудничество в таком трехстороннем формате создаст новые возможности для борьбы с вызовами в регионе.
“С точки зрения ИРИ сотрудничество между Ираном, Россией и Азербайджаном в трехстороннем формате не только будет способствовать развитию потенциальных существующих возможностей между тремя государствами в различных сферах — политике, экономике, культуре, но и может с помощью синергии интеграции создать новые возможности для противостояния существующим вызовам в регионе”, — сказал Роухани.
Гуманитарная помощь Сирии
Глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам трехстороннего саммита рассказал, что лидеры РФ и Ирана обсудили на встрече в Баку сотрудничество по Сирии.
“Стороны обсудили сирийский вопрос, ход реализации режима прекращения огня и программы гуманитарного содействия Сирии. Основное внимание участников встречи было сосредоточено на выполнении резолюций СБ ООН, включая борьбу с ИГ (“Исламское государство”) и “Джебхат ан-Нусрой” (обе группировки запрещены в РФ — ред.)”, — сказал Лавров.
“Мы надеемся, что какие бы ни были резоны, кто бы ни руководствовался желаниями ублажить кого-то из своих союзников в регионе, борьба с террором должна идти. Как бы ни мимикрировали террористы, как бы ни меняла свое название “ан-Нусра”, никто не должен уйти от возмездия”, — сказал Лавров.
Ранее сирийская террористическая группировка “Джебхат ан-Нусра” сменила название на “Джебхат Фатах аш-Шам”.
Баку и Москва могут увеличить товарооборот
Россия и Азербайджан могут найти пути увеличения товарооборота, объемы которого снизились в долларовом выражении, заявил Путин. По его словам, среди причин произошедшего сокращения — “кризисные явления в мировой экономике и наших экономиках, падение цен на наши традиционные экспортные товары, известные проблемы в этой связи с курсовыми разницами”. При этом Путин отметил, что для поиска путей выхода из сложившейся ситуации создана хорошая база. “Физические объемы мы все-таки сохраняем, но, конечно, у нас есть перспективные хорошие проекты, причем не только в энергетике, но и других отраслях”, — сказал президент РФ.
Возможно, что товарооборот будет увеличен за счет сотрудничества двух стран в ВТС. Азербайджан заинтересовался МС-21, контракт на покупку не менее 10 российских самолетов может быть подписан в 2017 году, сообщил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Российско-иранский проект
Путин на встрече с Роухани отметил прогресс в российско-иранских отношениях во всех сферах. По его словам страны проделали немалый путь в развитии двусторонних отношений.
“Наши дружеские отношения укрепляются, они носят многоплановый характер. Это касается и экономических отношений, это касается политических контактов, причем, на всех направлениях, это касается и гуманитарной сферы”, — сказал Путин.
Подробности такого прогресса сообщил позже журналистам министр энергетики РФ Александр Новак. По его словам, Москва и Тегеран обсуждают возможность строительства на юге Ирана завода по сжижению газа и своповых поставок с него СПГ в обмен на поставки Россией природного газа через Азербайджан на север республики.
“В газовой отрасли мы сегодня рассматривали также перспективное направление своповых поставок газа на север Ирана через Азербайджан с возможностью строительства завода по снижению газа на юге Ирана, соответственно получения в эквивалентном объеме сжиженного природного газа, который пойдет на рынки Юго-Восточной Азии, где в перспективе, как вы знаете, более высокие темпы потребления газа”, — сказал Новак журналистам.
Другой важный в отношениях двух стран энергетический проект – строительство иранской АЭС “Бушер”. По словам Новака, работы по возведению второго и третьего энергоблоков могут начаться уже в текущем году.
“Сейчас ведутся подготовительные работы, досогласование определенных моментов. Еще раз иранские коллеги подтвердили, что это очень важно для иранской стороны — участие Росатома в реализации этого проекта”, — сказал Новак.
“Думаю, что в какой-то ближайшей перспективе мы уже получим начало строительства второго и третьего блока”, — добавил министр. “Я бы не хотел загадывать сейчас, я думаю, что это в этом году”, — уточнил он.
Регулярные встречи важны
По мнению главного редактора журнала “Россия в глобальной политике” эксперта РСМД Федора Лукьянова, сам факт того, что встречи в трехстороннем формате приобретают регулярный характер, уже крайне важен.
“Потому что эти три страны – Россия, Азербайджан и Иран – это три очень важные страны, по-разному и с разным весом, но все очень важные державы в стыковом регионе между Южным Кавказом, Средним Востоком и Малой Азией. Все они друг к другу исторически и традиционно испытывали очень сложные чувства. И то, что в условиях нарастающей нестабильности во всех близлежащих регионах они не конфликтуют, а пытаются, наоборот, найти какие-то совместные пути координации – это очень важно с точки зрения стабилизации чувствительных точек”, — сказал Лукьянов.
Для РФ, по мнению Лукьянова, сотрудничество с Ираном и Азербайджаном важно, “учитывая очень непростую ситуацию на Южном Кавказе, вокруг карабахского конфликта, который того и гляди разморозится”.
“Сам факт этого общения значительно укрепляет российские возможности как гаранта стабильности в этой части Евразии”, — сказал эксперт.
“Стороны обсуждают вполне конкретные вещи, в частности то, о пользовании российской инфраструктурой для других стран каспийских. Это вообще очень существенно, потому что до сих пор установка была наоборот – всячески защищать свою инфраструктуру от проникновения туда конкурентов”, — подчеркнул Лукьянов.