Иран и Россия добились единодушного согласия прикаспийских государств, в число которых также входят Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, относительно недопустимости иностранного военного присутствия на Каспийском море, чем исключили любую возможность развёртывания в будущем в его бассейне сил НАТО.
Как передает AZE.az, российские СМИ продолжают освещать прошедший в Астрахани саммит глав прикаспийских государств.
В частности, портал MixedNews пишет о том, что в политической декларации, подписанной на IV Каспийском саммите в Астрахани 29 сентября президентами пяти прикаспийских государств, «закреплён один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов – право пребывания на Каспийском море имеют вооружённые силы исключительно прибрежных стран», сказано в заявлении президента России Владимира Путина по итогам встречи.
Его иранский коллега Хасан Роухани добавил к этому, что «среди всех прибрежных стран Каспийского моря имеется консенсус по вопросу о том, что они в состоянии обеспечить безопасность Каспийского моря, и вооружённые силы ни одного иностранного государства не должны входить в море», – цитирует слова Роухани государственное информационное агентство Ирана PressTV.
Данный акт имеет место на фоне напряжённости в дипломатических отношениях России и Ирана с западными странами и всё более ощутимой для них угрозы иностранного военного присутствия на Каспийском море.
«В том, чтобы военное присутствие западных стран в бассейне Каспийского моря оставалось под контролем, заинтересован как Иран, так и Россия, – сказал в интервью The Diplomat эксперт по внешней политике и автор книги «Закон и политика Каспийского моря» Бахман Диба. – В связи с текущими проблемами с такими бывшими советскими республиками как Украина и Грузия, Россия возобновила внешнюю политику, которая вызывает воспоминания об эпохе холодной войны. А иранский режим обеспокоен тем, что Запад может использовать прикаспийские страны с целью оказания давления на его ядерную программу»
В результате украинского кризиса серьёзно ухудшились отношения Запада с Москвой, обвиняемой в нарушении международного права и нарушении суверенитета Украины. После аннексии Крыма и военных действий на Восточной Украине США и Европа наложили на Россию множество санкций, что со времён распада СССР стало самой жёсткой мерой, принятой западными странами против Кремля.
А Иран тем временем занят деликатными переговорами с группой П5+1 (США, Россия, Китай, Британия, Франция плюс Германия), посвящённым его программе мирной ядерной энергии. После того, как Роухани вступил в должность в 2013 году, стороны вышли из тупика, в котором они преимущественно находились во время срока полномочий его предшественника, Махмуда Ахмадинеджада, а в ноябре 2013 года было заключено прорывное соглашение.
С другой стороны, бывшие советские республики в бассейне Каспийского моря, особенно Азербайджан, наращивают сотрудничество с США и Европой в сфере безопасности и энергетики. После обретения независимости в 1991 году Азербайджан, в силу своих огромных нефтегазовых богатств, выступил для Запада стратегическим партнёром благодаря трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, оба из которых находятся вне контроля Москвы, пишет портал.
Выступая в начале сентября на саммите НАТО в Уэльсе, президент Ильхам Алиев сказал, что его страна стала для альянса «надёжным» партнёром и наращивает усилия по обеспечению всё более широкой логистической поддержки операций НАТО в Афганистане. Более того, Азербайджан после 2002 года сам стал частью сил ISAF в Афганистане. Помимо этого, широко известно, что в связи с обострением кризиса на Украине официальные лица НАТО пытаются улучшить военное сотрудничество со странами «ближнего зарубежья» России (бывшими членами Советского Союза, по-прежнему находящимися в сфере влияния Москвы). Казахстан, казалось, зашёл даже ещё дальше в переговорах об открытии в северо-западном порту Актау военно-морской базы, обслуживающей потребности войск США и НАТО. В то же время, США играли активную роль в оказании Азербайджану, Казахстану и Туркменистану помощи в укреплении их обороны и даже развитии собственных военно-морских флотов, отмечает издание.
Теперь решение закрыть Каспийское море для иностранного военного присутствия делает любой план в отношении военных баз НАТО очень маловероятным. У него также могут быть последствия и в сфере энергетической безопасности, сообщает портал.
«Россия резко против проекта транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан и может пойти на угрозу применения военной силы, если эти две бывшие советские республики, несмотря ни на что, решат идти дальше, – сказал The Diplomat профессор советской и постсоветской истории Университета Индианы Дмитрий Шляпентох. – Но если бы на Каспии была база НАТО, Россия могла бы со временем уступить и допустить проект».
Юридическая осуществимость проекта в конечном счёте зависит от исхода переговоров о правовом статусе Каспийского моря. В случае предоставления каждому прибрежному государству прав на воды у своих берегов, у Туркменистана и Азербайджана будут законные основания для строительства трубопровода и его соединения с Южным газовым коридором, проектом которого занимается правительство в Баку и его западные союзники, что кардинально усилило бы объединённую газоэкспортную мощь двух стран. Россия рассматривает транскаспийский трубопровод как серьёзную угрозу её монополии в поставках газа в Европу (Туркменистан является счастливым обладателем четверти газовых запасов мира и уже конкурирует с российским газом в Китае) и не будет так просто сдаваться. В попытке всё сгладить и выработать осуществимые альтернативы, Кремль, как было подтверждено Путиным на Каспийском саммите, обещает поддержку коридору Север-Юг, связывающему Западную и Северо-Западную Европу с Каспийским бассейном и Южной Азией, который в сравнении с рассматриваемым маршрутом позволит вдвое сократить транспортировочное расстояние. Коридор пройдёт по существующим искусственным каналам, которые соединяют Каспийское море с Чёрным и Балтийским, и будет под строгим контролем Москвы.
Хотя сам Путин признал, что нерешённые вопросы ещё остаются, он оценил итоги астраханского саммита как прорыв в переговорах о правовом статусе Каспийского моря и ожидает, что окончательное соглашение будет заключено на следующем саммите в Казахстане в 2016 году. Хотя принципы делимитация бассейна по-прежнему находятся в состоянии неопределённости, по крайней мере, понятно, что над водами Каспия флаг НАТО поднят не будет, так как прибрежные государства ищут какие-то точки соприкосновения и хотят наконец-то найти способ раздела акватории, подытоживает издание.