В эти дни российская экономическая элита посещает ежегодный Гайдаровский форум.
Как передает AZE.az, в нынешнем году его название звучит как "Россия и мир: новый вектор". "Тем не менее, пока для российской экономики есть только одно возможное направление, а именно – вниз вслед за ценой на нефть", – пишет обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Беньямин Биддер. Журналист напоминает о том, что последние события на нефтяном рынке доставляют России большие проблемы, ведь доходы государства в большей степени формируются из экспорта нефти и газа.
По мнению экспертов, для "сбалансированного бюджета правительству России необходима цена на нефть в 105 долларов за баррель. Снижение цены хотя бы на один доллар означает для государства потери дохода в размере около 2 млрд долларов". Ценовой кризис, как отмечает автор, будет негативно сказываться на росте российской экономики и в 2016 году: при цене на нефть в 35 долларов российский Центробанк предсказывает снижение ВВП вплоть до 3%.
В итоге российский министр финансов Антон Силуанов воспользовался началом форума для предостережения. По мнению Силуанова, властям необходимо как можно скорее оптимизировать бюджет, иначе произойдет то же, что и в 1998 году. "Такое предостережение понятно каждому россиянину, – рассказывает Биддер. – В 1998 году Россия обанкротилась, рубль потерял значительную часть своей стоимости, банки развалились, миллионы россиян потеряли свои сбережения, инфляция выросла на 84%, и стране для того, чтобы оправиться, понадобилось несколько лет". Правда, сейчас, в отличие от тогдашней ситуации, у российского государства практически нет долгов, а валютные резервы превышают отметку в 400 млрд долларов, хотя постепенно и тают.
"В результате всего этого 2016 год станет одним из самых тяжелых для Путина за все время его президентства, ведь он обещал не повышать налоги, несмотря на снижение поступлений в казну, – прогнозирует Биддер. – А если он все же сделает это, прокремлевской партии "Единая Россия" выставят за это счет". В сентябре, как напоминает издание, в России пройдут выборы в Госдуму, а только в конце прошлого года российские дальнобойщики протестовали против введения пошлины на грузовики.
Во время кризиса президент постоянно пытается демонстрировать оптимизм – и порой, как замечает Биддер, кажется, что "он отрывается от реальности". В частности, в конце 2014 года – когда падение цен на нефть только началось – Путин утверждал, что нефть не может длительное время стоить менее 80 долларов за баррель, поскольку "это разрушит мировую экономику", а в ноябре 2015 года Путин заявил о том, что страна прошла пик экономического кризиса и теперь добьется стабильного прироста экономики.
Между тем экономические проблемы пока не привели к снижению популярности Путина. Опросы, как добавляет Der Spiegel, демонстрируют поразительное спокойствие россиян: по их данным, только 8% граждан считают, что в 2016 году их финансовая ситуация ухудшится, а каждый второй вообще верит в улучшение.