Проекты в Центральной Азии отражают стремление правительств прикаспийских стран увеличить эффективность своих экономик и уменьшить зависимость от экспортных трубопроводов.
Как передает AZE.az, Центральная Азия оказалась в центре внимания разработчиков следующего поколения небольших проектов по синтеза жидких углеводородов из газа (газ в жидкость, gas to liquids, GTL), так как надежды на бум в Северной Америке, похоже, не оправдались, пишет Platts.
В последние недели стало известно о двух новых проектах: британская Compact GTL, совет директоров которой возглавляет бывший глава BP Тони Хейворд, объявила о планах по открытию завода в Актобе, на северо-западе Казахстана, а южнокорейская Hyundai Engineering and Construction и LG International подписала соглашение по проекту в Туркменистане. В Туркмении в стадии разработки находится ещё один проект GTL который реализуют японская Kawasaki Heavy Industries, турецкая строительная компания Ronesans и датская нефтехимическая компания Haldor Topsoe. Кроме того, компания Sasol из ЮАР по-прежнему стремится реализовать проект GTL мощностью 38 тыс баррелей в день в Узбекистане, несмотря на его медленное продвижение.
Проекты представляют собой развитие технологии GTL впервые разработанной в 1920-е годы в Германии, а в послевоенный период привлекшей интерес в ЮАР.
До недавнего времени множество компаний говорили об использовании дешёвого сланцевого газа для развития нового поколения проектов GTL в Северной Америке. Однако Shell, до этого воодушевлённая своим проектом Pearl GTL мощностью 140 тыс баррелей в день в Катаре, вышедшим на проектную мощность конце 2012 года, в январе 2014 года отказалась от планов строительства аналогичного завода на американском побережье Мексиканского залива. В качестве причин компания назвала высокие затраты и и неопределенность относительно цен на газ в долгосрочной перспективе.
Sasol в январе нынешнего года объявила, что откладывает реализацию проекта GTL мощностью 96 тыс баррелей в день, запланированного в Луизиане, из-за падения цен на нефть.
Генеральный директор Compact GTL Эдмунд Бакли говорит, что падение цен на моторное топливо в Северной Америке усиливает сомнения по поводу реализации проектов GTL в этом регионе. При этом в Казахстане, где слабо развиты переработка и сбыт топлива, есть все необходимые условия для строительства небольших заводов, обеспечивающих местные потребности, говорит он.
Хотя Центральная Азия не занимает верхние строчки рейтингов стран, благоприятных для ведения бизнеса, в некоторых случаях газ там можно получить почти бесплатно. На фоне снижения мировых цен на нефть, "вам нужен бесплатный газ", сказал Бакли, назвав американские проекты GTL, по крайней мере за пределами Аляски, глупостью. Хотя Казахстан экспортирует нефть, он является крупным импортёром дизельного топлива, добавил он. У них мало перерабатывающих мощностей, те, которые есть, старые, так что рынок безусловно есть.
Compact GTL уже построила демонстрационный мини-завод в Бразилии. Завод, планируемый в Казахстане, мощностью всего 2,5 тыс баррелей в день, гораздо меньше завода в Катаре и предлагавшихся в Северной Америке. Он является совместным проектом с китайской Sinopec, которая добывает нефть и газ в Актюбинской области и государственной компанией "КазМунайГаз". Предполагается, что он станет образцом для будущих маломасштабных проектов в других странах, которые преобразуют газ в дизельное топливо, говорит Бакли.
Он уделил особое внимание качеству топлива в Казахстане и сказал, что, несмотря на усилия правительства по сдерживанию роста цен, реальные цены на фрагментированных местных рынках конкурентоспособны. По оценкам компании, около 30% топлива на казахстанском рынке импортируется из Азербайджана или России.
Бакли рассчитывает, что цена на синтетическое дизельное топливо его компании достигнет 95 центов за литр, передает «Нефтетранспортная территория».
Проект не только будет получать дешёвый газ, но и позволит Sinopec избежать штрафов за сжигание попутного газа в размере $60 млн в год, говорит он.
В настоящее время завершается этап проектирования, и завод планируется сдать в эксплуатацию в 2018 году, говорится в заявлении компании.
Стоимость проекта, по оценкам, составляет $250 млн при эксплуатационных расходах $15-20 за производство барреля дизельного топлива, то есть проект является дешевле, чем проекты по переработке газа в бензин, говорит Баклии.
Центральная Азия не единственный регион мира, где реализуются проекты GTL Chevron недавно запустила проект мощностью 33 тыс баррелей в день по производству синтетического дизельного топлива в Нигерии.
Однако проекты в Центральной Азии отражают стремление правительств стран прикаспийского региона увеличить эффективность своих экономик и уменьшить зависимость от экспортных трубопроводов. Азербайджан продвигает планы по созданию огромного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, стремясь компенсировать снижение добычи нефти. Туркменистан стремится диверсифицировать рынки сбыта газа, который страна в настоящее время экспортирует в основном в Китай. Решение о реализации проекта по строительству экспортного трубопровода через Каспийское море в Азербайджан и на западные рынки пока не принято.
Туркменский проект GTL, который будет реализовать Hyundai Engineering & Construction и LG International, будет превращать 3,5 млрд кубометров газа в год в дизельное топливо, керосин и нафту. Объёмы производства каждого продукта будут определены позже.
Напротив, проект Kawasaki Heavy Industries и Haldor Topsoe, который уже строится в Туркменистане, является воплощением идеи, что начинать лучше с малого. Он будет производить лишь 15,5 баррелей синтетического бензина в день, обеспечивая главным образом потребности Ашхабада.
