В Сургуте состоялся митинг в честь 55-летия с начала бурения первой разведочной скважины.
Как передает AZE.az, издание Сургутская трибуна рассказывает о том, что поиск большой югорской нефти, осуществлявшийся легендарным десантом геологоразведчиков во главе с Фарманом Салмановым, стартовал прямо на территории Сургута, на Черном Мысу.
Именно там 55 лет назад, 20 января 1959, года началось бурение первой разведочной скважины – Р-1. Это стало настоящим событием для сургутян и навсегда определило дальнейшую судьбу города.
О бурении самой первой сургутской скважины Фарман Салманов подробно вспоминает в своей книге «Сибирь – моя судьба».
Подготовка к бурению велась в непростых условиях – не хватало материалов, оборудования, транспорта, да и просто – рабочих рук. Когда же все было с огромными усилиями подготовлено, Салманов предложил коллегам отметить забурку скважины каким-нибудь торжественным мероприятием – например, митингом: «Все-таки праздник для всех нас». Коллеги согласились не сразу, – тогда еще не было традиции митинговать на буровых. Но после шутливого вопроса Салманова: «Разве вы не верите в большую сургутскую нефть?» – согласились.
В те дни в Сургуте как раз проходила районная партконференция – поэтому, воспользовавшись случаем, пригласили на митинг ее делегатов. Ну и, конечно же, о местных жителях не забыли – возле клуба рыбников вывесили самодельное объявление, где большими буквами было написано: «20 января 1959 года в 12 часов состоится торжественная забурка первой глубокой скважины в Сургутском районе. Приглашаем всех на наш праздник».
Как пишет в своей книге Салманов, накануне митинга резко похолодало до – 40оС, и он волновался, что «никто из гостей не пожалует». Чтобы оборудование не подвело, дизели буровой держали «на парах», а топливный трубопровод отогревали кострами.
Но люди пришли, несмотря на погоду, и митинг удался.
«Мы поднялись по мерзлым наклонным доскам на длинный настил, ставший импровизированной трибуной. Воздух был настолько разряжен, что трудно дышать. Мне предстояло открыть митинг.
– Товарищи! – громко начал я, и тут же перехватило дыхание от волнения. Я еще что-то говорил взволнованно и сбивчиво и вдруг заметил, как разворачивается транспарант «Откроем третье Баку!» Как смогли молодые буровики разгадать самое заветное желание, ради которого я уехал из Кузбасса?» – вспоминает в своей книге Салманов.
И вот речи произнесены, под настил буровой полетела бутылка шампанского – на счастье. Фыркнули и взревели дизели, заскрипела лебедка. Фарман Курбанович подытоживает:
«Так 20 января 1959 года бурением сургутской опорной скважины начался путь к большой сибирской нефти». Надо сказать, что нефти скважина Р-1 в результате так и не дала, но она стала фундаментом для будущих успехов.
Хозяева мемориального комплекса геологов-первопроходцев «Дом Ф.К. Салманова» – сотрудники городского краеведческого музея решили на месте первой сургутской скважины провести митинг, как тогда, более полувека назад.
У памятной стелы, изображающей ту самую буровую, собралось порядка 30-40 человек, среди которых ветераны-геологи, общественники, преподаватели и студенты нефтегазового техникума и нефтяного института, депутаты и чиновники.
В «роли» Фармана Салманова на этот раз выступил глава города Дмитрий Попов:
– В то время и морозы были намного крепче, и оборудование намного проще. Но несмотря на все это, и даже несмотря на то, что эта скважина в итоге нефти так и не дала, к нашему счастью, геологи не остановились, не сдались. И благодаря их усилиям, их труду Сургут обрел новую жизнь, – сказал он.
Своими воспоминаниями с собравшимися поделился соратник Салманова – ветеран геологии Виктор Волков. По его словам, бурение скважины не было напрасным – она позволила изучить структуру пластов, и кроме того, дала, вместо нефти, горячую артезианскую воду. Поначалу геологи и жители Черного Мыса не знали, куда эту воду применить. Ее пробовали пить, даже пробовали ею лечиться, а потом она пошла на отопление домов. Тоже польза.
Митинг завершился закладкой капсулы памяти – в специальный тубус, впоследствии опечатанный, поместили послание от ныне живущих ветеранов геологической отрасли следующим поколениям сургутян, которые распечатают его через десять лет.