Центральные российские СМИ комментируют новую волну западных санкций против России.
Как сообщает AZE.az, в редакционной статье "Ведомости" отмечают, что "санкционная удавка" показывает границы "гибридной политики" Кремля – Запад перестал обращать внимание на слова российского руководства и ждет дел.
Как пишет газета, новые санкции выглядят жесткими на фоне сравнительно мирных заявлений российского руководства в последнее время. Москва повторяет, что заинтересована в мирном процессе, готова оказывать юго-востоку Украины гуманитарную помощь и участвовать в урегулировании, а Запад как будто не слышит, пишет в своем обзоре BBC.
При этом Москва демонстрирует настойчивое нежелание вступать в реальный диалог по Украине, отрицая свое участие в конфликте, демонстрируя на словах миролюбие и перекладывая ответственность на кого угодно. По мнению "Ведомостей", Запад больше не хочет "понимать" политику российского президента (в Германии даже появилось для этого специальное словечко Putinversteher – "путинопониматель"). Россия не предпринимает достаточных действий по деэскалации конфликта – для Запада это достаточное основание для продолжения политики санкций, какими бы заявлениями Москва ни сопровождала свое бездействие.
В очередных ограничениях "Независимая газета" видит лишение перспективы российского бизнеса. В качестве свидетельства этого и "первой ласточки" издание приводит незавершенную сделку между одним из крупнейших химических концернов Германии и партнеров России BASF и "Газпром". Речь в данном случае шла об освоении газоконденсатных месторождений в Западной Сибири и о прямом доступе "Газпрома" на европейский рынок.
Западный бизнес начинает сворачивать свои дела в России, предполагая длительный период санкций, отмечает "НГ". По данным последнего декабрьского опроса, проведенного Российско-германской внешнеторговой палатой, число немецких фирм, работающих в России, уменьшилось на 3%. Из 6 тысяч фирм с немецким капиталом, работающих в России, почти 60% оказались непосредственно затронуты санкциями. Это на 20% больше по сравнению с опросом, проводившимся в августе. Самые большие проблемы – ограничения в финансировании проектов, девальвация рубля и ослабление экономической конъюнктуры. Как следствие – откладывание реализации конкретных проектов на территории России или отказ от них, а также увольнения. Из-за санкций уже уволены 28% персонала компаний с иностранным капиталом в России и 6% сотрудников предприятий в Германии.
Непрямое следствие санкций связано с тем, что между российскими и иностранными партнерами возникает недоверие, и российские фирмы все активнее ориентируются на работу не с европейскими, а с азиатскими компаниями. Впрочем, по мнению "Независимой газеты", эта тенденция была заметна еще летом. Большинство опрошенных считает, что решающим годом для будущего российско-немецких отношений станет 2015 год.
Несомненно, подчеркивает газета, что санкционная удавка перекрывает кислород как российским, так и иностранным фирмам. Пока, однако, ЕС не спешит ее ослаблять. Напротив, санкции, как показывают последние события, усиливаются. И хотя не все в ЕС поддерживают эту позицию, однако говорить о смягчении санкционного давления в ближайшие месяцы явно преждевременно, заключает "НГ".
В свою очередь межбанковский рынок России находится в состоянии агонии: банки перестали кредитовать друг друга. Никто не хочет расставаться с валютой, предпочитая дорого занимать на короткий срок. Это удерживает курс рубля, но денег на рынке почти не осталось, сообщает "РБК". Основной причиной кризисной ситуации стало поднятие ЦБ ключевой ставки до 17%.
"Рынок на межбанке практически остановился, и это было абсолютно ожидаемо, при ключевой ставке в 17% никто и не предполагал какого‑то иного развития событий", – заявил в пятницу помощник президента России Андрей Белоусов, подчеркнув, что основная проблема связана с ликвидностью и ее сейчас активно решает ЦБ.
Объемы на межбанковском рынке начали падать с начала недели: после повышения ставки предложение ликвидности от банков снизилось в шесть раз, сообщил глава Международной московской валютной ассоциации Алексей Мамонтов.
Он подсчитал, что в пятницу игроки заключили сделок всего на 2–3 млрд рублей, при том что до кризиса среднедневной оборот рынка был на уровне 50 млрд руб. На рынке практически нет предложения денег. "Эту картину мы видим уже несколько дней. Рынок агонизирует", – пожаловался представитель среднего банка.
Отток рублевой ликвидности произошел даже у крупных банков, отмечает "Независимая газета". Об этом свидетельствует итог аукциона по депозитам Казначейства, где средневзвешенная ставка на аукционе по размещению 150 млрд рублей увеличилась до 29%, притом, что ведомство предлагает деньги по минимальной ставке в 17%, – прокомментировали "НГ" аналитики Райффайзенбанка.
Для решения проблемы крупные банки начали привлекать рубли у крупных клиентов на два-три месяца по ставкам 25–30% годовых. В распоряжении "РБК" оказалось письмо, которое Сбербанк разослал корпоративным клиентам, где предлагает открыть депозит "Новогодний" на срок от одного месяца до года. Самые большие ставки банк предлагает на срок три месяца – 26,52% годовых для сумм от 500 тысяч до 10 млн рублей, 27,15% для сумм от 10 млн до 30 млн рублей и 28,08% для сумм от 30 млн до 100 млн рублей.
"Сбербанк фактически рушит рынок. Мы не можем двигаться от ставок 10% до 30% без всяких проблем. Если сейчас не ограничить Сбербанк, который действует как монополист, это может обернуться катастрофой для всех участников рынка", – отметил топ-менеджер одного из крупнейших банков.
Дешевле занять можно у Банка России, но ЦБ выдает под залог ценных бумаг, которых у банков уже нет, рассказал "РБК" Михеев, отметив, что из-за дефицита рублей российская валюта держится над отметкой 59. Рубль дальше будет расти и достигнет 50–55 рублей за доллар, уверен эксперт.
По мнению замгендиректора УК "Паллада Эссет Менеджмент" Александра Баранова, ЦБ делает все правильно, вынуждая банки и их клиентов продавать валюту, ограничивая рублевую ликвидность и жестко контролируя высокую ставку по рублям. У крупных банков много валюты, которую они не продают, создавая дефицит на рынке, а ЦБ заставляет их ее продавать. "Крупные банки готовы перекредитоваться на неделю-другую по высокой ставке в рублях, а валюту не продавать. Вопрос, у кого первого не выдержат нервы", – считает Баранов.
Банкиры опасаются, что стремительный рост ставок на рынках межбанковского кредитования и РЕПО может привести к массовому неисполнению обязательств участниками. "Не секрет, что небольшие банки, контрагентами которых являются Сбербанк, ВТБ и другие крупные финансовые организации, выстраивали пирамиды на процентных ставках, перекредитовывая друг друга", – отмечает топ-менеджер одного из инвестбанков.
Среди мер, которое наметило правительство по выходу из кризиса, – докапитализация банковской системы на 1 трлн рублей и удвоение застрахованного лимита депозитов населения. По замыслу властей эти меры должны дать позитивный эффект уже в этом году.
В свою очередь, пишет "НГ", эксперты предлагают свои нестандартные решения. Одной из самых простых антикризисных мер финансовый омбудсмен Павел Медведев считает отмену продуктового эмбарго, которое в августе объявил Владимир Путин. "На ближайшем ночном заседании правительство должно срочно отменить продуктовое эмбарго", – считает Медведев. При этом, по его словам, правительство может сделать это без участия президента, который сам поручил правительству определять список стран и продуктов, подпадающих под эмбарго. Если же эмбарго сохранится, то уже к апрелю годовая инфляция для малообеспеченных граждан может превысить 20%, заключает газета.