Специалист Saxo Bank: я бы не хотел давать каких-либо прогнозов о судьбе маната

У девальвации есть определенные плюсы и свои минусы.

Как сообщает AZE.az, echo.az публикует интервью с главой отдела валютных стратегий Saxo Bank Джоном Дж. Харди.

– В Азербайджане произошла девальвация национальной валюты. Расскажите о плюсах и минусах данного процесса для страны?

– Плюсы девальвации заключаются в том, что шок от снижения выручки и прибыли от экспорта (а для Азербайджана основным экспортным продуктом, конечно, является нефть) частично смягчается при исчислении в местной валюте.

Но в случае, когда товар является единственным и столь доминирующим для экономики страны, как это происходит в республике, дополнительные выгоды от ослабевшей валюты для других секторов экономики почти полностью отсутствуют.

В том случае, если бы Азербайджан имел иные крупные источники дохода, как, например, туризм, продажа других товаров, помимо нефти или какие-либо трудоемкие производства, то страна могла бы извлечь выгоду при девальвации.

– Какие сферы в основном могут пострадать после девальвации в Азербайджане?

– В сложившейся ситуации больше всего могут пострадать импортеры товаров, которые станут менее востребованными на рынке в силу удорожания в местной валюте.

– Девальвация маната привела к тому, что некоторые спекулянты стали искусственно завышать цены на ряд товаров, появились споры вокруг кредитов, взятых гражданами в долларах. Как в международной практике обычно решаются такого рода вопросы?

– Кредиты, взятые в иностранной валюте, очень часто оказывались рискованными, и тому множество примеров во всем мире. В их числе – ситуация с частным бизнесом (особенно в случае корпораций) Бразилии, Турции и Мексики, который в период с 2010 по 2013 гг. оформил кредиты в долларах США и столкнулся сегодня с тем, что выплаты стали намного больше в силу укрепившегося доллара.

Также можно вспомнить ситуацию с кредитами в швейцарском франке, которые оформлялись в странах Центральной и Восточной Европы, особенно в Венгрии, Хорватии и Польше, в период с 2005 по 2007 годы.

Они спровоцировали существенные проблемы в связи с тем, что в период мирового финансового кризиса франк укрепил свои позиции.

Любое национальное правительство и центральный банк должны сделать все возможное, чтобы предотвратить чрезмерный объем кредитов в иностранной валюте, так как практически всегда это заканчивается неприятностями.

– Каковы ваши прогнозы относительно будущего курса национальной валюты Азербайджана?

– Я бы не хотел давать каких-либо прогнозов, но учитывая зависимость экономики Азербайджана от энергетических доходов и тот факт, что реальная валюта страны в международном масштабе – это нефть, то судьба маната будет очень зависима от цен на сырье – вплоть до того момента, пока экономика республики не будет диверсифицирована.