Поединок третьего тура Широв – Раджабов уже получил приз за красоту, присуждаемый зрителями и журналистами. Но наверняка он удостоится и других наград: творческая планка в этой партии установлена Раджабовым так высоко, а комбинация черных настолько блестяща, что, кажется, превзойти все это невозможно
После серьезной рубки, которую устроили суперзвезды мировых шахмат во 2-м туре, несколько наивно было бы ожидать, что они будут столь же агрессивны и в 3-м. Раз на раз не приходится, турнир подчиняется своим тайным законам. Опытные бойцы никогда не будут лезть на рожон, они стараются распределить силы так, чтобы их хватило на всю дистанцию. А дистанция эта более чем солидная – 13 туров! И уже дважды в течение двух последних дней я слышал от участников: “А когда у нас выходной?”
Причем задавались этим вопросом молодые, горячие ребята, не щадившие себя и соперников в стартовых поединках. Вы удивитесь: что же это за профессионалы, которые не могут регламент внимательно прочитать, чтобы знать, когда на турнире день отдыха? Не удивляйтесь. Они концентрируются на конкретных партиях, а все прочее выбрасывают из головы.
Выходным, в частности, интересовался Теймур Раджабов. И, думаю, неспроста. Вот уж кто играет тут с фантастической энергией, бесстрашно и ярко! В 3-м туре ему удалось создать подлинный шедевр высокого шахматного искусства, и теперь он лидирует на этом турнире звезд.
Вызываю огонь на себя!
Бывают партии проходные, неинтересные, которые никто никогда не вспомнит. Приходят два профессионала на тур, делают два десятка ходов “по книжке” (сейчас – “по компьютеру”), жмут друг другу руки, деловито расписываются на бланках и идут отдыхать или готовиться к следующему туру. Они руководствуются рациональным принципом: черными делаем ничью, белыми играем на победу. Ну что ж, таковы классические каноны шахмат, игра на победу черными сопряжена с огромным риском потерпеть неудачу. А кто ж хочет проигрывать?..
Но, хвала Каиссе, не перевелись еще на белом свете герои, которые отваживаются ниспровергать устоявшиеся основы. Таким шахматистом является Теймур Раджабов из Баку. Вот уже во второй раз в трех турах ему удается победить, руководя черными фигурами. И оба раза он бесстрашно вызывал огонь на себя, избирая острейшую староиндийскую защиту рыцарем которой Тимур является с младых ногтей.
Фантастическую по красоте комбинацию провел Раджабов в партии с другим героем шахмат Алексеем Шировым. Успех в этом поединке сопутствовал юному бакинцу, но необходимо отдать должное и его противнику, ибо если бы Широв не играл столь красиво и столь смело, то мы бы не увидели этот староиндийский шедевр. Расчет Раджабова оказался более точным, а проникновение в тайны позиции – более глубоким, но если для танго нужны двое, то для создания шахматного шедевра необходимо, чтобы и второй игрок тоже не праздновал труса. А в этом грехе гордого идальго из Риги никто не осмелится обвинить.
Партия, повторяю, настолько красива, что ее надо смотреть внимательно, анализируя положения на доске после каждого хода. Как заметил в нашем разговоре Теймур, ему пришлось просчитать в уме столько вариантов, что хватило бы не на один турнир.
Этот поединок уже получил приз за красоту, присуждаемый зрителями и журналистами. Но наверняка он удостоится и других наград. Хотя год только начался, и нас ждут и матчи претендентов в Элисте, и матч-турнир на первенство мира в Мексике, и множество других соревнований, творческая планка в этой партии установлена Раджабовым так высоко, а комбинация черных настолько блестяща, что, кажется, превзойти все это невозможно.
Приведу кульминацию этой фантастической схватки.
К этому положению партия пришла после 34-го хода белых. Широв только что отдал ферзя в надежде использовать силу двух своих мощнейших слонов и бьющих прямой наводкой по черному королю гаубиц – ладьи на h6 и второй ладьи, спешащей на g1. Внешне позиция черных выглядит совершенно безнадежной, но следует первый ход-сюрприз – 34…Кh5!
Похоже на капитуляцию. Ведь сейчас белые выкатят свою вторую гаубицу на g1, и черному королю придется совсем туго в его несчастном углу, куда нацелены еще и два мощных прожектора – слоны белых. Как уцелеть в такой ситуации? Но, оказывается, можно не только уцелеть, но и выиграть!
Итак, продолжаем: 35.Лg1+
– Вам шах, Ваше Величество!
– Простите, это Вам шах, Ваше Высочество! 35…Кg3.
– Но вы же отдаете ферзя, голубчик!
– Для хорошего человека и ферзя не жалко. Берите!
Комбинация развивается: 36.Лg3+ fg 37.Лh4 g2+ 38.Крg1 f2+ 39.Kpg2 f1Ф+!
Один ферзь погиб, на доске возникает новый, он тоже гибнет, но освобождает приговоренного к казни пленника – ладью на поле d5, которая с решающим эффектом вступает в игру.
40.Cf1 Лd2+ 41.Крg3 Лb2.
Вот ведь как все перевернулось! Только что черный король не знал, куда деваться от совместной акции белых слонов и ладей, а тут уже над белым королем витают “линейные угрозы”. Через несколько ходов белые сдались.
Блестящее творческое и спортивное достижение азербайджанского гроссмейстера, которому в марте исполнится 20 лет.
Малышу некогда учиться?
В 3-м туре была еще одна результативная партия. Потратив минут 40, самый юный участник Магнус Карлсен фактически без борьбы проиграл Руслану Пономареву. Когда я поздравил его с первой победой на турнире, скупой на слова украинский гроссмейстер бросил: “Подарили…”
Увы, вундеркинд из Норвегии оказался “не в курсе”. Его явно застал врасплох красивый, но уже известный в теории 11-й ход белых. Магнус отреагировал на него не лучшим образом и еще через пять ходов был вынужден расстаться с ферзем. По сути, борьба на этом закончилась.
Да, не такой игры ожидали от 16-летнего норвежца… Между прочим, во время недавнего Мемориала Таля зашедший на один из туров Гарри Каспаров, когда зашла речь о Карлсене, предрек ему очень нелегкую турнирную судьбу в Вейк-ан-Зее. По мнению 13-го чемпиона мира, мальчик слишком много играет, а надо бы и передохнуть, почитать книжки по теории (хотя какие сейчас в шахматах книжки!). В общем, необходимо учиться, а не играть все время, как маленький автомат. Однако наставники Магнуса придерживаются иного мнения. С ужасом ожидаю дебют Карлсена в Морелии – Линаресе, на турнире 20-й категории. Хотя, наверное, этот вариант “славянки”, который ему преподнес Пономарев, Магнус запомнит на всю жизнь…
Хотя остальные партии тура закончились вничью, только в одной из них не было борьбы как таковой: игравший черными с Сергеем Тивяковым чемпион мира Владимир Крамник взял творческий тайм-аут. Он не стал нагружать себя проблемами в “сицилианке”, избирая которую гроссмейстеры выражают готовность к борьбе. Его соперник, чемпион Голландии Тивяков, решил не ввязываться в теоретический диспут в русской партии, предложенной Крамником, и дал своему грозному оппоненту возможность побыстрее вернуться в гостиницу. По-видимому, Сергей тоже взял творческий тайм-аут. От комментариев на этот раз воздержусь.
А вот экс-чемпион мира Веселин Топалов, недавний соперник Крамника в борьбе за шахматную корону, вознамерился побороться с Сергеем Карякиным, своим другом и соратником по совместной работе в лагере Руслана Пономарева. И чудом избежал поражения. Лишь остроумный тактический трюк в ладейном эндшпиле (50…Лf1) спас болгарина. Любой другой ход вел к поражению.
Важную партию для теории Атаки Маршалла сыграли Виши Ананд и Левон Аронян. Армянский гроссмейстер в высшей степени остроумно нейтрализовал активную и тонкую трактовку этого варианта индийским гроссмейстером.
Давид Навара, которому, как мы помним, изрядно везло в двух первых турах, играл белыми против Петра Свидлера. Нельзя сказать, что чешский гроссмейстер “играл с ничьей в кармане”, но при анализе партии он все время повторял: “Я здесь боялся того-то и того-то”, “А здесь я опасался этого”. Когда белые так “боятся” и “опасаются”, что могут сделать черные? Они могут, конечно, поиграть на выигрыш, но Петру не понравилось, что его фигуры слишком уж живописно рассыпаны по доске, а собирать их в нечто более или менее гармоничное у черных, скорее всего, не было времени.
После двух “нулей” подряд первую ничью сделал хозяин площадки Люк ван Вели. Помог ему в этом наш Александр Мотылев.