Страсбург обязал Армению выплатить Грачья Мурадяну 50 тысяч евро в качестве компенсации, признав и неуставные отношения, и тот факт, что ему не оказали должную медицинскую помощь.
Как передает AZE.az, отец армянского военнослужащего, погибшего вследствие дедовщины в оккупантской армии на территории Нагорного Карабаха (Сурену Мурадяну разорвали селезенку, когда избивали старшие по званию), выиграл иск против Армении в Европейском суде по правам человека.
Страсбург обязал Армению выплатить Грачья Мурадяну 50 тысяч евро в качестве компенсации, признав и неуставные отношения, и тот факт, что ему не оказали должную медицинскую помощь (при разорванной селезенке лечили от гриппа). На то, чтобы завершить следствие, потребовалось 14 лет.
Это не первое такого рода дело, однако в нем есть интересные аспекты. Один из них: в решении суда на Армению напрямую возлагается ответственность за действия локальной администрации самопровозглашенной «НКР», а также документируется тот факт, что срочную службу армянские военнослужащие проходят в Карабахе. Об этом Радио «Эхо Кавказа» поговорило с руководителем Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитником Артуром Сакунцем.
Он отметил, что до этого Европейский суд ранее сделал соответствующую формулировку о контроле со стороны Республики Армения над Карабахом в деле «Чирагов и другие против Армении». Там тоже есть в формулировке, что армянские власти влияют и контролируют ситуацию в Карабахе.
В тексте Евросуда говорится: «Армения находится под обязательством обеспечить в этой области права и свободы, установленные Конвенцией, и ее ответственность по Конвенции не может быть ограничена только действиями ее собственных солдат или чиновников, действующих в Нагорном Карабахе, но также распространяется на действия местной администрации, которая выживает за счет военной и иной поддержки Армении».
Отвечая на вопрос «Армянские военнослужащие проходят в Нагорном Карабахе и контрактную, и срочную службу, и если они проходят там срочную службу, они изъявляют желание там служить или их туда посылают по приказу?», армянский эксперт отметил: «Конечно, на основе контрактного механизма они несут службу – тут вопрос не обсуждается. Но что касается срочной службы, вроде бы они дают согласие, что добровольно идут служить. Но насколько это соответствует действительности? На практике все подписывают.
Я не считаю, что у всех это добровольное волеизъявление, потому что тут вопрос в том, что по закону военнослужащие армянских вооруженных сил имеют право участвовать в каких-то международных акциях, миссиях или находиться на территории только по согласию парламента. А тут, если взять чисто формально – предполагаю, какие причины могут выдвигать власти Армении, – никакие вооруженные части из Армении не находятся на территории Карабаха, а только военнослужащие хотят служить там в рамках этого договора».
«Каждый раз, когда мы хотим узнать, сколько человек призывают в армию, у нас это пока считается военной тайной по закону и по решению правительства. К сожалению, даже численный состав вооруженных сил, численность военного призыва, данные о том, кто, где служит, считаются военной тайной. Это даже обжаловали в судебном порядке, но, к сожалению, успеха не добились, – заявил Артур Сакунц.