Страусиная позиция МГ ОБСЕ ведет к войне

Если Минская Группа (МГ) ОБСЕ не может, как признается Бернар Фасье, «заставить стороны принять окончательный вариант», к согласию по которому они, видите ли, «должны прийти сами», то, значит, сам формат переговорного процесса изначально сформирован так, что единственно возможным пунктом прибытия является только ТУПИК.

С одной стороны сопредседатели в один голос твердят о недопустимости сохранения статус-кво, а с другой стороны вся философия МГ, заключающаяся в отказе от давления на стороны, и вся пассивная деятельность ее сопредседателей ведет как раз к замораживанию того самого статус-кво. Иного исхода не может быть в принципе. В этом заключается противоречие деятельности МГ, и сопредседатели должны, наконец, это осознать.

Если главной целью МГ является не решение конфликта как такого, а недопущение его дальнейшей эскалации, в чем открыто признался новоизбранный генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер 1 ноября в интервью турецкому изданию Today’s Zaman, то это именно то, что нужно одной из двух сторон – оставить за собой захваченные территории, избежать новой войны и при этом бесконечно тянуть переговоры на фоне отсутствия давления на нее, демонстрируя якобы приверженность миру. Неудивительно, что по этому поводу злорадствуют адвокаты сепаратистов, в частности В.Казимиров, который в своих статьях риторически вопрошал: «А разве у посредников есть мандат на оказание давления?» (Боже, что сейчас начнется! Ждите очередного появления отставника в армянском РЕГНУМе.)

Добровольно Армения никогда не освободит оккупированные 20% территории Азербайджана, а последний никогда не смирится с этим положением вещей. То есть, в этих вопросах добровольности ожидать нельзя. Этого никогда не произойдет. Заставить Азербайджан отказаться от Нагорного Карабаха невозможно, разве что только полностью уничтожив Азербайджанское государство, стерев его с карты мира. А заставить Армению освободить оккупированные Нагорный Карабах и семь районов можно только в результате сильнейшего дипломатического международного давления на нее или же сокрушительного военного разгрома. Ни одна из сторон добровольно от Карабаха не откажется, и одновременно обеим странам он также не достанется. Пора это воспринимать, как аксиому! Сколько раз можно о ней твердить, чтобы посредники, наконец, поняли это?

Позиция сопредседателей «хотите выполняйте 4 резолюции СБ ООН, а не хотите – нет» или «хотите приходите к согласию, а не хотите – нет, но лишь бы не воюйте» не может не вести к замораживанию того, против чего они голословно выступают. При такой позиции статус-кво является единственным возможным результатом всей их деятельности, и именно этот исход серьёзно увеличивает риск войны. Ирония заключается в том, что подобная позиция не может не вести к закреплению статус-кво, а закрепление статус-кво не может не вести к провалу дипломатических усилий и возобновлению войны.

Если бы вопрос оккупации Саддамом Хусейном Кувейта доверили МГ, то, поверьте, оккупация продолжалась бы по сей день. В один день Баку, видя бесперспективность всей этой «минской» затеи, может выйти из данного формата и избрать иной путь решения конфликта, «начихав» на международный резонанс точно так же, как Армения вот уже 20 лет успешно «чихает» на Устав ООН и все международные резолюции по армяно-азербайджанскому конфликту. A это уже будет означать полный провал МГ ОБСЕ, к которому она и без того с каждым таким годом приближается.

Скажу больше – создание в Азербайджане военной промышленности также является результатом деятельности (точнее имитации деятельности, если не сказать полного бездействия) МГ ОБСЕ. Если бы посредники не взяли на вооружение позицию неоказания давления на сторон, то, возможно, Азербайджан сегодня не тратил бы средства на производство того, что в один день может быть пущено в ход. Вооружение Азербайджана – это, если хотите, тоже результат бездействия МГ ОБСЕ!

Двадцать лет – это достаточно большой срок, чтобы можно было сказать «я не вижу результата деятельности МГ ОБСЕ». Все, о чем говорит Фасье как о «достижениях» или «результатах деятельности МГ», можно было бы принять, может быть, первые 2-3 года ее существования. Но не 20 лет! Даже 2-3 года – это очень много! Это целых 2-3 года жизни беженцев в палатках. Разве это короткий срок? Сегодня уже играют свадьбы и становятся родителями те, кто родился в палатках и ни дня не видел своего родного дома, а сопредседатели продолжают нас убеждать, что «проделана большая работа». Где результат этой «большой работы»? Нет результата! Ни один сантиметр не освобожден, ни один беженец не возвращен в свой родной дом.

Зато есть другой «результат». Пусть со мной не согласятся и даже обвинят меня во всех смертных грехах, но я твердо убежден – заслуженная казнь Рамилем Сафаровым армянского офицера, надругавшегося над азербайджанским флагом, коварные убийствa армянскими снайперами азербайджанских детей в прифронтовых селах, каждодневные перестрелки и гибель призывников – все это есть прямой результат 20-летнего бездействия сопредседателей. Вот это и есть вся их «большая работа». Все эти оборванные жизни – на совести посредников, призывающих стороны «самим прийти к компромиссу», в то время как это просто невозможно!

Позиция «вы там как-нибудь сами договоритесь, а мы вас поддержим» вообще не выдерживает никакой критики. Если стороны сами в состоянии договориться между собой, то зачем им после этого еще нужна чья-то поддержка? Для присвоения себе всех лавр миротворчества? Найдется ли в мире какое-нибудь государство, которое встанет грудью между Арменией и Азербайджаном и не поддержит договоренности, к которым стороны самостоятельно придут?

Резюмируя, скажу прямо: быть или не быть войне, полностью зависит, нет, не от Армении, а именно от МГ ОБСЕ. Если она не пересмотрит свою философию «неоказания давления» и если ОБСЕ не найдет путей для принуждения Армении к принятию основополагающиx принципов Хельсинкского Акта, обозначенныx в преамбуле мадридских принципов, а вместо этого ограничится всего лишь голыми призывами, то Азербайджан (и на это он имеет полное юридическое, историческое и моральное право!) изберет путь самостоятельного решения своих собственных проблем без делегирования их международному сообществу. И тогда вся ответственность за очередную войну на пространстве ОБСЕ будет лежать на ее МГ, изначально избравшей безнадежную философию.