Тахир Тагизаде: «Наши отношения с Чехией в экономической сфере пока носят спорадический характер»

Интервью с послом Азербайджана в Чехии

Таир Тофиг оглу Тагизаде родился 11 августа 1967 года в Нижнем Новгороде. Получил среднее образование в Баку. Окончил Московский государственный институт международных отношений с красным дипломом.  
В 1990-1995-годы работал в генеральном консульстве СССР, затем Российской Федерации в городе в Брно (Чехословакия). В 1995-м году вернулся в Баку, с 1 января 1996 года работал в управлении Европы, США и Канады МИД Азербайджана вторым секретарем, в 1997-м году отбыл в посольство Азербайджана в США, где проработал 8 лет – сначала вторым секретарем, потом первым, а затем – советником. Занимал должность начальника управления печати и информационной политики МИД, а 22 февраля сего года указом президента назначен чрезвычайным и полномочным послом АР в Чехии. Женат. Владеет английским, чешским и словацким языками. 
 
– Как вы восприняли свое назначение? Слухи о вашем назначении ходили давно, поговаривали, что власти Чехии задерживают ваш агреман в связи с проверкой вашей причастности к КГБ в период работы в генконсульстве СССР в Чехословакии. 

– Ждать не ждал, но надеялся, как говорится «плох тот солдат, который не хочет быть генералом», а генерал в дипломатической службе – это посол. Если бы материализовывались все разговоры, которые ходили, я бы уже в 4-5 странах был послом. В Чехословакии я работал после окончания МГИМО. Начало моей трудовой деятельности пришлось на систему дипломатических органов СССР. Кандидатура на пост посла проходит всякого рода проверки, но я не думаю, что затянувшееся представление моего назначения было связано с этим. Комментировать же мое назначение, в целом, неправильно, поскольку этот вопрос находится в исключительной компетенции главы государства, и ставить его мотивировку, доводы и логические построения под сомнение было бы не совсем этично. Я работал здесь до тех пор, пока был нужен на этом посту, и то, что это случилось сейчас, а не раньше, является доказательством того, что работу свою я выполнял достаточно неплохо. Я постараюсь сделать так, чтобы моя работа на новом посту также не имела особых нареканий. Никогда не считал себя пророком в своем отечестве или корифеем дипломатической службы, но постараюсь сделать так, чтобы, по крайней мере, то доверие, которое было оказано мне, не осталось не оправданным. 

– Когда начнет функционировать посольство, сформирован ли штат?
 

– Уже сформирован штат из 7 человек – я, еще 4 дипломата и 2 технических сотрудника. Здание пока не арендовано, на стадии завершения находится формирование бюджета посольства. Думаю, что после этого можно будет намечать конкретные сроки выезда. К обязанностям я преступлю не раньше, чем в середине июня, потому что основные усилия были направлены на проведение в Баку международной конференции по СМИ, прошедшей под эгидой Азербайджана, как председателя 33-й конференции министров иностранных дел Организации исламской конференции, и самой ОИК. Поэтому посольством я начал заниматься только сейчас. На данный момент интересы Азербайджанской Республики в Республике Чехия представляет наш посол в Вене Фуад Исмайлов. 

– Планирует ли Чехия открыть посольство в Баку?
 

– Это одна из моих основных задач. В данный момент Азербайджан курирует посол Чехии в Грузии, я думаю, что нам предстоит работать в направлении создания между двумя странами адекватных экономических, культурных и политических связей, соответствующих потенциалу развития отношений между двумя государствами. Логическим следствием этого было бы открытие посольства Чешской Республики в Баку. 

– С какой точки зрения Чехия интересна Азербайджану?
– Во-первых, у нас очень схожие этногеография, геополитика, государственные показатели: наши страны близки по размеру территорий и численности населения, мы находимся в схожей географической и политической ситуации. Чехия расположена в центре Европы, является перекрестком. Эта ситуация нам знакома, потому что мы в своем регионе занимаем такое же положение, находясь на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. Это имеет и плюсы, и минусы. Плюсы в том, что геостратегическое положение неизбежно ведет к тому, что страна является коммуникационным центром в любого рода связях, независимо от того, по какой географической направляющей или вектору они идут. Минусы в том, что такого рода страны всегда являются «соломинкой в чьем-то глазу», они постоянно кому-то мешают. Исторически, любой завоеватель обязательно первым делом обращает внимание именно на эти страны, и сегодня, в контексте глобализации, это влечет за собой немалую опасность.  
Поэтому вызовы и проблемы обеих стран одинаковы. Еще одна общая черта – Азербайджан провозгласил курс на интеграцию в Европейский Союз, сближение и стратегическое сотрудничество с НАТО, а Чехия является членом обеих этих структур. 

– Какие задачи будут стоять перед вами с точки зрения расширения связей между нашими странами?
 

– Создание прочной базы экономических, культурных и на их основе политических связей между двумя странами, соответствующих внешнеполитическому потенциалу. Я не случайно говорю в таком порядке, потому, что времена, когда отношения строились исключительно на основе идеологии, ушли в прошлое. Сейчас, в сегодняшнем глобализированном и прагматическом мире на первый план выходят экономические отношения. Тем более у чехов, как части бывшей Чехословакии, идеологические отношения вызывают очень нехорошие исторические ассоциации, потому что именно идеология привела к известным событиям 1968 года в этой стране. Мы – страна, которая пережила также основанные на идеологии схожие трагические события – 20 января. Думаю, что основой должны служить прагматически развиваемые экономические, гуманитарные и культурные связи, и уже на их основе должно развиваться политическое сотрудничество. 

– Как вы оцениваете азербайджано-чешские отношения?
 

– Оценивая их как не соответствующие потенциалу. Наши отношения, к сожалению, в экономической сфере пока носят спорадический характер, в культурно-гуманитарной сфере связи вялотекущие, а политические контакты – увы, не соответствуют возможностям двух стран. 

– Чешские товары всегда пользовались спросом в Азербайджане. Возможно ли создание совместных предприятий?
 

– Развитие взаимных торговых отношений, формирование СП – это неотъемлемая составная часть активизации экономических контактов, и нам надо к этому относиться как к одной из тех многих задач, которые встанут перед посольством. Роль дипмиссии в данном случае сводится к тому, чтобы найти стороны, заинтересованные в подобном сотрудничестве, создать предпосылки, в первую очередь правовые, для будущей совместной работы. В налаживании такого рода контактов я вижу одну из важных задач, которые будут стоять перед посольством. Но, по большому счету, я думаю, что производство люстр, пива, обуви – все это возможно. Развитие такого вида связей может дать многоплановый эффект в развитии двусторонних отношений. Помимо того, что это очень объективное сближение двух стран, это еще и сближение как бы на человеческом уровне, ведь бизнес делают не роботы, а живые люди. Это даст возможность людям знакомиться друг с другом и создавать более тесные контакты на межчеловеческом уровне, будет способствовать еще большему расширению огромного потенциала в области туризма. И Азербайджан, и Чехия являются исключительно интересными и привлекательными странами с точки зрения туризма. Думаю, что тот туристический потенциал и интерес, который был с обеих сторон, в первую очередь, конечно, со стороны Азербайджана к знаменитым чешским курортам – Карловы Вары, Марианске Лазне, лыжным курортам. Этот интерес должен возрождаться и активизироваться. Все это создаст определенные основы для активизации в будущем политического сотрудничества, будет способствовать более широкой информированности стран друг о друге.  

– Как будет посольство сотрудничать с азербайджанской диаспорой Чехии?
 

– В Чехии действует общество «Азери-Чех». Его члены в феврале провели с участием членов парламента Чехии и представителей МИД этой страны на мемориале в Лидице мероприятие в связи с 15-й годовщиной трагедии Ходжалы.  
Насколько я знаю, в Чехии действует только эта диаспорская организация. Большая половина азербайджанцев, проживающих в Чешской Республике, а их там чуть более 300 человек, остается неохваченной, потому что «Азери-Чех» охватывает порядка 100-150 соотечественников. Работа с диаспорой в рамках провозглашенного руководством Азербайджана курса на более тесные контакты азербайджанцев, проживающих в различных частях земного шара, является одной из объективных задач, стоящих перед посольством. Мы здесь имеем дело с людьми, которые достаточно успешно и эффективно, в условиях отсутствия посольства в ЧР, я бы даже сказал – достойно представляли АР в Чехии. Поэтому я предвижу успешное и продуктивное для обеих сторон сосуществование и взаимодействие во имя общего дела. А этим общим делом является популяризация Азербайджана и развитие чешско-азербайджанских связей. 

– Вы будете продолжать дружить с прессой?
 

– Учитывая характер и специфику деятельности СМИ, дружба с журналистами – это дружба до гроба, потому, что если не будет дружбы, то будет вражда, а вражда с прессой – это тоже до гроба. Я не самоубийца (смеется). А если серьезно, то, конечно, будем продолжать дружить.