Генеральный директор Центра национальной кулинарии Азербайджана, президент Национальной ассоциации кулинаров и редактор журнала «Кулина» Таир Амирасланов считает себя счастливым человеком. Он вывел собственную формулу успеха, и она его ни разу не подвела: нужно 24 часа в сутки отдавать любимой профессии, воспитывать в себе пытливый ум и не бояться нестандартных решений.
Как передает AZE.az, Таир Амирасланов с гордостью рассказал корреспонденту «Москва-Баку» о том, что первым в мире создал методику кулинарных танцев, исследовал влияние музыки на пищеварение и о многом другом.
– Таир, почему вы решили учиться в Ленинграде? Кто были ваши первые учителя?
– В 1979 я приехал учиться в абсолютно незнакомый мне город Ленинград. Поступил в Краснознаменный Ленинградский институт советской торговли на факультет организации и технологии общественного питания. Я с гордостью сообщил родителям, что теперь учусь в вузе, правда, толком не смог объяснить, что за профессию выбрал. По-настоящему увлечься делом всей жизни мне помогли преподаватели нашего института. «Преподаватели» с большой буквы, поскольку это были уникальные люди. Например, легенда советской кулинарной науки – Николай Иванович Ковалев. Как он читал лекции! Студенты, аспиранты, преподаватели бросали все дела и приходили его слушать.
Мне выпала честь бывать у него дома, есть щи, приготовленные самим Ковалевым, и пить фруктовые настойки, которыми угощала его жена Аннушка – так он ее называл. Иногда оставался на ночь и спал на «аспирантском» диване. Все это нужно было заслужить. Ходила поговорка: "Тот, кто не учиться на отлично, не сможет попробовать щей, приготовленных Николаем Ивановичем в Пушкине". Он жил за городом в Пушкине. И очень любил поэзию Александра Пушкина. Любую поэму с любой строчки мог читать наизусть. В его устах очень естественно звучало «наш Саша» – насчет Пушкина.
– В советские годы кулинария не пользовалась таким престижем как сегодня. Как складывалась ваша карьера после института?
– Я закончил вуз 1984 году, вернулся в Азербайджан. Меня почти никто не знал. Никаких связей у меня не было, начинал практически "с нуля".
Скажу, что приложил максимум усилий для того, чтобы моя профессия стала популярной и престижной.
В 1986 году в СССР по моей инициативе впервые создается неформальное общество поваров города Гянджи (тогда Кировабад). В 1991 году – Центр Азербайджанской Национальной Кулинарии (ЦАНК). ЦАНК приняли во Всемирную Ассоциацию Кулинарных Союзов (ВАКС). Азербайджан был первым из республик бывшего СССР, кого приняли в ВАКС. Дальше я помогал создавать Ассоциации кулинаров, тренировал первые команды для международных соревнований и вводил в ВАКС Россию, Украину, Узбекистан, Молдову, Турцию, Сербию, Казахстан, Белоруссию, Киргизию и т.д. Я стал первым специалистом удостоенным высшей Кулинарный награды ВАКС. За 90 лет ее получили всего 96 человек. Моя награда №85.
– Вы наверняка не раз бывали в азербайджанских ресторанах в Москве. Как вы их находите?
– Я был во многих азербайджанских ресторанах и кафе в Москве. В принципе, они очень похожи друг на друга, отличаются только интерьером, а вот меню почти стандартные.
– Мы недавно беседовали с известными российскими кулинарами Ольгой и Павлом Сюткиными, они рассказали "Москва-Баку" о своих впечатлениях об азербайджанской кухне: ярких, колоритных блюдах, изобилии фруктов и овощей на столе, о гостеприимстве "по-азербайджански", включающим в себя особое почтение к гостю.
– Спасибо за их правильные и теплые слова, сказанные о нашей кухне. На самом деле, тема, связанная с национальной кулинарией настолько широка, что займет не один час беседы и потянет на большую книгу. Но вот, что бы я хотел особенно подчеркнуть. Азербайджанцы – очень гостеприимный народ. В философии азербайджанского гостеприимства, основное – это гость. Если русское гостеприимство означает – «принимать гостя», немецкое «гастшафт» – «дружить с гостем», то азербайджанское «гонагперверлик», означает и принять, и дружить, и лелеять, и холить и многое другое, то есть – «сделать все, чтобы гостя всю жизнь тянуло обратно к тебе в дом».
– Нужно ли пропагандировать национальные кухни и как правильно это делать?
– Это делать необходимо! Кулинария – часть национальной культуры. Следует идти «в народ», собирать по деревням рецепты. Изучать кулинарный опыт, фольклор, пословицы, сказания, песни. У меня написано об азербайджанской кухне около 30 книг, публикую о ней статьи, выступаю по телевидению в качестве эксперта.
Я пропагандирую азербайджанскую кухню в связке с другими знаниями. Например, создал первым в мире методику кулинарных танцев, исследовал и сделал доклад на тему «Взаимосвязь национальной музыки и национальной кухни, влияние музыки на пищеварение». Рассматриваю и другие форматы. Кухня и любовь, кухня и здоровье, кухня и религия. Это дает лучшие результаты, чем просто готовка и рецепты.
– Зачем нужны кулинарные шоу и можно ли по-настоящему научиться готовить «по телевизору»?
– По телевизору нельзя стать ни врачом, ни поваром. Эти знания можно получить только очно. Вы знаете, что обучение повара – самое дорогое образование в мире. Год в школе Ле Кардон блю в Париже стоит 40 тыс. евро. В Лионе у Боккюза повара учат 3 года из них 3 месяца ему объясняют, как правильно порезать яблоко. Так что телевизор скорее может привить плохой вкус. Есть, конечно, исключения. На российских каналах мне нравятся больше всего передачи моего друга Сталика Ханкишиева, его книги я оцениваю, как учебники.
– В чем состоит секрет успешного кулинара: талант, трудолюбие, везение, связи? Распределите, пожалуйста в процентном соотношении до 100%.
– Необходимо основательное базовое образование и ежедневное самообразование, беззаветная любовь к своему делу. Все эти факторы вместе составляют 95% успеха. 5% оставим таланту, но он без трудолюбия ничего не значит.