Территориальная целостность: универсально или избирательно её действие?

7 октября российское информационное агентство REGNUM поместило на ленте новостей небольшую заметку, посвящённую завершившемуся недавно в азербайджанском Нахчыване очередному саммиту глав государств тюркоязычных стран.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АзерТадж, 7 октября российское информационное агентство REGNUM поместило на ленте новостей небольшую заметку, посвящённую завершившемуся недавно в азербайджанском Нахчыване очередному саммиту глав государств тюркоязычных стран.

Тон материала был выбран максимально раздражительный.

Безымянного автора “задел” тот факт, что в Нахчыван не была приглашена Россия с её значительным тюркским населением.

Однако почему-то “обида” по забытой России всплыла только сейчас, на девятом (!) по счёту саммите.

Видать, автор годами таил её в душе, берёг для удобного случая, чтобы выплеснуть именно сейчас, когда местом проведения встречи в верхах стал, наконец, Азербайджан.

Обидчивого автора не смутил даже тот факт, что саммит вообще-то называется “тюркоязычным”, предполагающим принадлежность государственного языка стран-участниц к тюркской группе.

Не задался автор также вопросом относительно причин непредставленности на саммите Афганистана с его многомиллионным узбекским населением, Китая с 10-миллионным уйгурским населением, Ирана с более чем 20-миллионным азербайджанским и полуторамиллионным туркменским населением, Ирака с почти полуторамиллионным “туркоманским” (в общем-то, азербайджанским) населением.

Германии, наконец!Сходу была предпринята попытка принизить значимость встречи на высшем уровне, пренебрежительно названной автором “массовкой” (если шесть тюркоязычных государств – это “массовка”, то чeм, в таком случае, являются G8 и G20?): оказывается, Азербайджан преследовал цель “подтвердить свой суверенитет над Нахчываном”, будто перед Баку стоит такой вопрос и вообще имеется подобная необходимость; президент Турции, дескать, приехал, чтобы “умиротворить” беспокойство Баку об “одностороннем” армяно-турецком

примирении, будто в Баку по-прежнему о чём-то беспокоятся после многократных и недвусмысленных заверений турецких лидеров в том, что без вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана замок с армяно-турецкой границы снят не будет; оказывается, Казахстан решил принять участие в саммите, чтобы заранее подсластить горечь от “неизбежного провала” обещанных поставок энергоресурсов по Каспию в Азербайджан (то есть, если бы не эти

“обречённыe на крах” договорённости, иных поводов для приезда президента Казахстана в Нахчыван, надо полагать, не нашлось бы).

Участие Туркменистана на “максимально низком уровне” является, по мнению злорадствующего автора, проявлением холода в азербайджано-туркменских отношениях, хотя совершенно очевидно, что после смены руководства в Туркменистане двусторонние отношения заметно оживились.Безосновательно ставя азербайджанским СМИ в укор тягу к разговорам на тему татарского и башкирского сепаратизма, автор, вместе с тем, забывает, на сайте какого агентства он публикует свой материал – именно в Регнуме название “

нагорно-карабахская республика” традиционно используется без кавычек и предшествующего ему пояснения “самопровозглашённая” (хотя бы ради этики двусторонних российско-азербайджанских отношений).

Обвинения же Азербайджана в “этнической активности” в Крыму и Гагаузии ничем иным, кроме форменной ересью, назвать трудно!

Пора, наконец, уяснить для себя, что Баку не вмешивается в дела других государств!

Это неудачная попытка вбить клин между друзьями по ГУАМ.

Но даже и не это главное.

Основное раздражение автора отражено в названии заметки – “Азербайджан, Турция, Казахстан и Киргизия усомнились в территориальной целостности Армении” – и затем изложено в последнем абзаце.

Автора, видите ли, возмутил тот факт, что присутствующие главы государств никак не отреагировали на слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что “географически тюркский мир разделён древним азербайджанским краем Зангезуром, находящимся сейчас в составе Армении”.

“Это значит, что они согласились с тем, что “Зангезурский регион – древний азербайджанский край, находящийся сейчас [то есть не навсегда и не в рамках неприкосновенной территориальной целостности] в составе Армении”.

И поставили под сомнение территориальную целостность Армении”, – негодует автор.Если для кого-то более важна историческая часть заявления Президента Азербайджана, нежели политическая, и велико искушение втянуть нас в дебаты на любительско-исторические темы, то спешим их немедленно разочаровать – в бессмысленных спорах на тему “древне-армянскости” или “древне-азербайджанскости” той или иной территории участвовать мы не собираемся.

По двум причинам.

Во-первых, древней или молодой та или иная территория может считаться только относительно других планет, звёзд и прочих астероидов; по отношению к другим частям планеты Земля возраст всех населяемых и ненаселяемых человеком территорий абсолютно одинаков – Карабах, Зангезур и Нахчыван такие же “древние”, как и Папуа или Чукотка.

Поэтому оставим вопрос древности Земли и отдельных её уголков астрономам.

Во-вторых, нравится это кому-то или нет, но все нации и расы являются частью ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, у которого единый предок по имени homosapiens, впервые появившийся на свет в Восточной Африке и пребывающий с тех пор в состоянии перманентной миграции.

В момент прибытия “человека разумного” на Кавказ он не был ни армянином, ни азербайджанцем.

Разум он потерял уже потом, когда кое-кому в конце “перестройки” не понравились условные внутрисоветские границы.

Происхождение Карабаха, Зангезура, Нахчывана не этнографическое, господа, a геологическое!

И не заслуга этих двух народов, что сегодня существует Южный Кавказ.

Горы стояли бы там и реки текли бы и без армян и азербайджанцев.

Поэтому коробит от фраз, вроде “армянская гора Арарат” или “татарская река Итиль” (“русская Волга”).

Будто это сельский клуб какой-нибудь, который можно построить, или симфония, которую можно сесть и написать.Кто хочет, пусть участвует в ненаучных спорах об “автохтонности” одних, “пришлости” других народов и этническом происхождении тех или иных территорий.

Мы в них участвовать не будем, а обратим внимание, скорее, на другое.

Автор, в частности, возмущается тем, что присутствующие на саммите президенты отмолчались после слов главы Азербайджанского государства о Зангезуре, разделившем географически тюркский мир.

Следовательно, по мнению автора, они согласились со сказанным и усомнились в территориальной целостности Армении.

А, простите, часто ли подскакивают от удивления главы государств, парламентарии, министры и политики разных стран, когда в их присутствии официальные лица Армении, в том числе президент Саргсян (а также его предшественники), громогласно заявляют о Нагорном Карабахе как “древнеармянской земле”, которая ни при каких обстоятельствах не должна вернуться в состав Азербайджана?

Всегда ли перебивают их выступления с трибуны Генассамблеи ООН или других международных форумов с требованием проявить уважение к территориальной целостности Азербайджана?

А как же пресловутое право нации (“зангезурской”, к примеру) на самоопределение как равнозначный с территориальной целостностью принцип в международном праве?

Или территориальная целостность должна “работать” избирательно, только в отношении Армении, а правом на самоопределение вплоть до отделения могут пользоваться только карабахские армяне, но никак не азербайджанцы Зангезура, Восточной Гёйчи, Амасии, Зангибасара?Господа, вы как-нибудь определитесь с правилами игры.

По тем правилам и будем играть!

Вугар Сеидов