The Economist: случайные столкновения могут быстро перерасти в войну за Нагорный Карабах

Издание The Economist опубликовало статью «Нагорно-карабахский конфликт: все еще почти замороженный».

Как передает AZE.az, издание задается вопросом: находятся ли Азербайджан и Армения на грани возобновления войны в Нагорном Карабахе?

По мнению автором статьи, на первый взгляд – нет. Далее издание приводит в пример последнюю встречу между президентами в Сочи: «Обе стороны привержены урегулировать свои разногласия мирным путем и в полной мере выполнить достигнутое в октябре соглашение об обмене военнопленными. Они также договорились расследовать нарушения режима прекращения огня под эгидой ОБСЕ».

Такие меры могли бы восстановить некоторое доверие, считает издание. Но они сделают немного больше: «Нагорно-карабахский конфликт, часто описываемый как «замороженный», разогревается. Недавний доклад Международной кризисной группы отмечает, что в прошлом году случаи нарушения режима прекращения огня увеличились на 53%. По меньшей мере, 25 солдат были убиты в стычках». В общей сложности, 3000 человек были убиты с мая 1994 года, отмечает издание.
The Economist также отмечает, что воинственные заявления с обеих сторон – не простая бравада. По мнению издания, доказательство этому – последние военные учения в Армении и Азербайджане.

Издание также отмечает, что в Азербайджане расходы на оборону росли в среднем на 50% каждый год, начиная с 2003 года. В этом году оборона будет составлять одну пятую от общего объема государственных расходов в Азербайджане и больше, чем весь армянский бюджет. «Однако Армения тоже увеличила вооружения с помощью своих российских друзей», пишет The Economist.

Издание приводит слова Томаса де Ваала, который в свое время предупредил, что, как показала война в 2008 году между Россией и Грузией вокруг Южной Осетии, «замороженные конфликты могут превратиться в горячие точки очень быстро».
Помимо человеческих страданий, которые повлечет за собой возобновление конфликта, Азербайджан является и важным поставщиком нефти и газа, и транзитным маршрутом. Южный Кавказ является также основным маршрутом поставок в Афганистан для западных стран. У внешних держав есть много причин уделять этому пристальное внимание, пишет The Economist.

Издание высказывает опасение, что шансы начала войны растут. Причем, по мнению The Economist, может быть война «не преднамеренная», а «случайная» – когда столкновения на линии соприкосновения перерастут в полномасштабные военные действия.

«По крайней мере, ключевые посредники говорят правильные вещи. Мэтью Брайза, посол США в Азербайджане, недавно заявил, что урегулирование конфликта «является более важным, чем любые другие вопросы в регионе». В прошлый четверг представитель правительства России заявил, что его страна будет вкладывать в это «все свои усилия». Однако тот факт, что переговоры все еще должны продвинуться дальше основных мер по укреплению доверия, показывает, как далеко нужно идти», пишет The Economist.