The Huffington Post: Россия сохраняет влияние на Южный Кавказ «замороженным» конфликтом в Карабахе

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта может стать воротами для азербайджанского членства в НАТО, что не устраивает Кремль. 

Как передает AZE.az, Самуэль Рамани в статье в The Huffington Post «Почему Владимир Путин хочет дестабилизации, а не мира в Нагорном Карабахе» анализирует посредническую роль России в урегулировании карабахского конфликта.

По его мнению, Москва скорее заинтересована в эскалации напряженности. «Россия стала главным посредником в конфликте. Премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал армянских и азербайджанских дипломатов к мирному соглашению, которое будет способствовать повышению экономического развития обеих стран и восстановления стабильности на Южном Кавказе. Роль России в качестве ведущего мирных переговоров в Нагорном Карабахе не нова. Москва координировала соглашение о прекращении огня, которое положило конец войне в 1990-х  годах», – напоминает автор статьи.

«Несмотря на риторику Медведева, более внимательное изучение динамики конфликта вызывает серьезные сомнения относительно приверженности России к миру на Южном Кавказе. В значительной степени  я согласен с оценкой ведущих региональных экспертов, таких как Томас де Ваал, о том, что русская воинственность не является основной причиной военных действий в Нагорном Карабахе. Но три модели поведения России свидетельствуют о том, что Путин играет важную второстепенную роль в дестабилизации автономной области. Эта политика систематической дестабилизации направлена ​​на усиление геополитических рычагов Москвы на Южном Кавказе», – полагает автор.

Подтверждением своей теории автор приводит три аргумента.

Первый – Россия вооружает  и Азербайджан, и Армению, несмотря на эскалацию региональной напряженности

«В то время как союз России с Арменией неудивителен из-за исторических связей между двумя странами и членства Армении в Евразийском экономическом союзе под руководством России (ЕврАзЭС), обширная военная помощь Кремля основному союзнику Турции на Кавказе,   Азербайджану, поразительна. По данным 2015 года от Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира,  Азербайджан стал вторым по величине импортером вооружений в Европе в 2010-2014 гг., при этом 85% импорта поступило из России».

Годовой военный бюджет Баку вырос в 20 раз за десять лет между 2005-2015, увеличиваясь с 3 млрд. до 4,8 млрд. долларов в период 2012-2015 гг. В отличие от этого, Армения потратила всего 447 млн. долларов  ​​на оборону в 2013 году.  

«Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в марте 2015 года заявил, что продажа оружия Москвой Азербайджану противоречила обязанностям России как сопредседателя  Минской группы ОБСЕ, поскольку оказание помощи одной из сторон конфликта в Нагорном Карабахе не содействует миру», – напоминает автор статьи.

Более ограниченные военные ресурсы Армении означают, что она делает акцент на сохранение статус-кво. Но поставки из России истребителей МиГ-29 на базы в Армении и военная сделка на 200 миллионов долларов с Ереваном привели к ограниченному ребалансу возможностей в зоне конфликта, отмечает Рамани.

По его словам, режим Саргсяна продолжает испытывать давление из-за плохой экономической перспективы Армении и общественного недовольства высоким уровнем коррупции. В обстановке нестабильности  Саргсян может привести к эскалации военной роли Армении в Карабахе, чтобы упредить или провести ответные меры против Азербайджана, пишет аналитик.

«Несмотря на многочисленные нарушения режима прекращения огня, Россия продолжает вооружать как Армению, так и Азербайджан. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин обосновал эту дестабилизирующую политику на том основании, что Армения и Азербайджан являются стратегическими партнерами для Москвы; и что Россия должна выполнить свои контрактные обязательства для обеих стран. России продолжала поставки вертолетов, зенитных вооружений и артиллерии в Азербайджан; и бронемашин и военной техники в Армению», – отмечает Рамани.

Второй аргумент – Россия политизирует борьбу против ИГИЛ ради укрепления военной позиции на Южном Кавказе

Автор статьи напоминает, что во время апрельской эскалации между Азербайджаном и Арменией  со ссылкой на анонимный военный источник СМИ  России (Life News) сообщили, что якобы Азербайджан использова террористов ИГИЛ в боях против армянских военных в Нагорном Карабахе.

Азербайджанское правительство категорически  опровергло эти обвинения. Репортеров Life News  в стране обвинили в том, что они предоставляют ложную информацию и провоцируют конфликт. Life News  заявил, что якобы Азербайджан позволил  террористам «пройти из Турции через свои территории и  вмешаться в конфликт». Министерство обороны Азербайджана открыто заявило, что обвинения были формой  саботажа кремлевских СМИ, которые призваны поставить под сомнение «суверенитет и территориальную целостность Азербайджана».

«И если рассмотреть ситуацию объективно, то мысль о том, что Азербайджан позволил ИГИЛ войти на свою территорию, лишена логики.  Азербайджан является светским государством с шиитским большинством, сотрудничает с США в ее борьбе с ИГИЛ, потому что радикальные исламисты представляют угрозу для безопасности», – напоминает автор статьи. 

Издание отмечает, что  Путин использовал борьбу против ИГИЛ  как предлог для укрепления авторитета Башара аль-Асада в Сирии. И под тем же предлогом Путин может попытаться оправдать расширенное военное присутствие на Южном Кавказе. Делая Азербайджан зависимым от России в сфере  безопасности, Москва может ослабить влияние США и Турции.

Третий аргумент – Россия сохраняет влияние на регион Южного Кавказа, лишь сохраняя замороженный конфликт.

Автор подчеркивает, что Армения и Азербайджан конфликтуют за территорию, с моментами эскалации насилия, однако  военные действия всегда ведутся так, чтобы  избежать полномасштабной войны. Самая последняя вспышка конфликта угрожала начать «горячую войну» в Карабахе. Тем не менее, отсутствие  желания  и непосредственное вмешательство региональных держав, таких как Иран и Россия, восстановили статус-кво  замороженного конфликта в течение нескольких дней.

Одной из причин отсутствия прогресса в деле мира в регионе является то, что хрупкое равновесие  максимизирует российское геополитическое влияние на Южном Кавказе. Три причины объясняют, почему замороженный конфликт является настолько ценным для Путина. Во-первых, он позволяет России показывать свое господство над Арменией. Ереван нуждается в последовательном потоке российских вооружений. Кремль рад продать это оружие в Армению, часто по сниженным ценам.

Во-вторых, замороженный конфликт позволяет России в военном отношении «окружить» Турцию. Военное присутствие России в Украине, Сирии и Армении означает, что она теоретически может быстро нанести удар по Турции, если Анкара угрожает ее безопасности или повторит уничтожение российского самолета.

В-третьих, урегулирование нагорно-карабахского конфликта может стать воротами для азербайджанского членства в НАТО. В 2007 году   WikiLeaks показал, что политическая элита Азербайджана выступает за членство в НАТО. Но любое движение в этом направлении требует  разрешения карабахского конфликта.

И хотя в среднесрочной перспективе вступление Азербайджана в НАТО весьма маловероятно, призрак расширения НАТО неизбежно вызывает сильную ответную реакцию со стороны Москвы. Ильхам Алиев отверг членство в ЕврАзЭС,  но  Россия теперь будет следить за тем, чтобы Азербайджан остался внеблоковым государством. Продолжение волнений в Карабахе делает этот сценарий гораздо более вероятным, отмечает эксперт.

«Короче говоря, готовность Путина утвердить себя в качестве «агента мира» на Южном Кавказе имеет жизненно важное значение для разрядки последнего раунда военных действий в Нагорном Карабахе. Но действия России предполагают, что стратегия Путина в Карабахе является дестабилизирующей, направленной не на построение мира. Это в сочетании с непримиримостью лидеров Азербайджана и Армении дает основания говорить, что в ближайшее время мир в Нагорном Карабахе так и останется иллюзией».