The National Interest: США следует пересмотреть подход к Азербайджану

Известный политолог Александр Петерсен в статье «Контрасты на Кавказе» пишет о том, что страны южно-кавказского региона – Азербайджан и Армения – идут разными путями.

Как передает AZE.az, в статье для популярного издания The National Interest известный политолог, автор книги «Мировой остров: евразийская геополитика и судьба Запада» Александр Петерсен, пишет: «Две страны на Южном Кавказе, вышедшие из-под власти СССР более двадцати лет назад, идут по очень разным путям. Их личные отношения с Москвой отличаются с момента обретения независимости. Армения стала еще ближе к России, а Азербайджан превратился в верного союзника Соединенных Штатов и всего Запада». 

 
Автор задается вопросом – почему же в этом случае Соединенные Штаты продолжают пытаться применить один подход к Армении и Азербайджану, тогда как их стратегическое значение для Вашингтона разительно отличается?

Солдаты из мусульманского Азербайджана внесли свой вклад в помощь США в миссиях в Косово, Афганистане и Ираке. Азербайджан играет важную роль в так называемой Северной распределительной сети маршрутов для поставок в Афганистан и обратно. Азербайджан является «стержнем» в достижении энергетической безопасности Европы, что является ключевой целью внешней политики США и у республиканской, и у демократической администрации, начиная с Джорджа Буша-старшего, подчеркивает Петерсен.

SOCAR строит ряд трубопроводов от Каспийского моря до Италии и далее в Центральную Европу, напоминает автор статьи.

По его словам, благодаря своему расположению к северу от Ирана, Азербайджан также может быть «важным партнером для сбора информации и окажется незаменимым в случае конфликта с ИРИ. «Это уже имеет тесную связь со сферой безопасности Израиля», – пишет автор статьи и напоминает о заключенном между Азербайджаном и Израилем соглашении по производству беспилотных летательных аппаратов.

Армения, напротив, имеет тесные международные отношения только с двумя странами: Россией и Ираном.

В сознании США, однако, Армения и Азербайджан связаны. Особенно – из-за продолжающегося конфликта вокруг Нагорного Карабаха, международно-признанной территории Азербайджана, подчеркивает эксперт. У армянских лоббистов есть влиятельные друзья в Конгрессе. Но этот конфликт не должен связать воедино политику США в отношении двух стран, пишет автор.

Два недавних события демонстрируют стратегическое значение контраста между странами: в середине августа президент России Владимир Путин уделил время уважительному визиту в Азербайджан, а в начале сентября Армения решила присоединиться к нео-советскому объединению, инициированному Россией – Таможенному Союзу. Для американской политики это важно не только для понимания разницы, но и в выборе предиката отношения и действия в рамках сложившейся региональном реальности. Одинаковое отношение к Азербайджану и Армении сродни попытке «прятать голову в песок».

Автор пишет, что Путин обычно не слишком «послушен» во время визитов в государства бывшего Советского Союза. Перед камерами он следует протоколу, но за кадром он, как известно, меняет свою «мелодию». Однако во время своей недавней поездки в столицу Азербайджана Баку Путин был заметно почтителен к Президенту АР Ильхаму Алиеву как публично, так и в частном порядке. Это похоже на знак уважения к растущему статусу Азербайджана в регионе и в мире.

Как правило, сам по себе визит Путина посылает достаточно сильные месседжи Кремля, но в Азербайджане Президент РФ почувствовал необходимость показать, что Россия заинтересована в более тесных отношениях с богатой энергоресурсами прикаспийской страной. Правая рука Путина, Игорь Сечин, председатель контролируемой государством нефтяной компании «Роснефть», ранее также совершил визит в Баку. Шесть членов Кабинета министров РФ сопровождали Путина, как и некоторые ведущие руководители России. Кроме того, пишет автор, чтобы продемонстрировать «мышцы» Москвы, боевые корабли России приплыли в порт Баку в качестве сопровождения российского Президента.

Несмотря на все эти усилия, ушел Путин с пустыми руками. В этом году Азербайджан прекратил сотрудничество с Россией по радиолокационной станции. Автор напоминает, что ранее республика отменила экспорт нефти через территорию России.

Путин не смог подписать подробный газо-экспортный договор с ГНКАР/SOCAR , по имеющимся данным, он отправился домой только с неопределенным обещанием работать вместе (меньше, чем он получил от Вашингтона в связи ситуацией по Сирии, кстати). Автор пишет, что это весьма позорный показатель для русского лидера, который ставит перед собой задачу быть сильным и держать под контролем события на постсоветском пространстве.

Один из путинских «двигателей» для проявления силы России – Таможенный союз, который в конечном итоге сливается в «Евразийский союз», что вроде бы похоже на ЕС, но грозно напоминает СССР. Тем не менее, ограничительные пошлины Таможенного союза в пользу торговли с Россией вызвали скептицизм среди соседей этой страны. Азербайджан, например, ясно дал понять, что он не намерен присоединяться к ТС. Даже обычно пророссийская Украина активно борется с призывами со стороны России по этому вопросу. А бедные слабые государства – Кыргызстан и Таджикистан – Москве вообще пришлось запугивать, чтобы склонить их к членству в ТС.

Примечательно то, что 3 сентября Армения заявила о вступлении в Таможенный союз, что продемонстрировало отход главы Армении Саргсяна от прежнего курса и оставило в стороне дискуссии о маневрировании Армении в вопросе соглашения об ассоциации и о свободной торговле с ЕС. Падая в «объятия Москвы», Армения фактически сигнализировала западным институтам, что она больше не заинтересована в реформах или европейской интеграции, напоминает автор статьи. Экономика страны полностью зависит от денежных переводов, в основном пересылаемых представителями армянской диаспоры в России. Кремль посредством российских компаний контролирует подавляющее большинство остальной экономики РА, в том числе важнейшую инфраструктуру энергетического распределения.

Бывшая колониальная держава поддерживает Армению, пишет автор. Три тысячи человек находятся на военной базе в Гюмри, втором по величине городе Армении. Самое зловещее – Москва по договору обязана защищать Армению во время крупного конфликта, например, конфликта, который может вспыхнуть из-за Нагорного Карабаха, пишет Петерсен.

Он также напоминает, что в ответ на выбор Арменией Таможенного союза европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле заявил, что дальнейшую западную интеграцию Армении будет «трудно себе представить». Это – печальная реальность армянского выбора, и это должно быть отражено в политике США, которые выступают за большую европейскую интеграцию, в том числе с соседями на Южном Кавказе.

Было бы идеально, занимаясь регионом и рассматривая Азербайджан и Армению в качестве стратегических партнеров, перейти к урегулированию конфликта между ними, пишет Петерсен. Но реальность такова, что Азербайджан «застолбил» свой суверенитет – с помощью нефтяного и газового богатства, а Армения в основном не способна проводить независимую политику в своих решениях.

«Это не означает, что Вашингтону не следует заниматься армянской стороной – прочные отношения с Ереваном будут очень кстати, учитывая обстоятельства, – пишет Александр Петерсен. – Но США нуждаются в повторной «калибровке» политики для развития более тесного сотрудничества с Азербайджаном, что приведет к получению стратегических дивидендов».