The New York Times: Россия может ввести в Карабах своих «миротворцев»

Неразрешенный конфликт  в  Карабахе дает России повод   для  ввода в регион российских войск,  которые  должны «принудить к миру»  обе стороны, считает аналитик Бренда Шаффер.

Как передает AZE.az, Украина –  не единственное место, где Россия «мутит  воду». Поскольку Советский Союз распался в 1991 году, Москва традиционно поддерживается сепаратистов в приграничных государствах, чтобы заставить  их подчиниться ее диктату.

Последние активные действия Кремля  разворачиваются на Южном Кавказе, пишет аналитик, профессор   политологии в Университете Хайфы и приглашенный исследователь в Джорджтауне Бренда Шаффер в статье Russia’s Next Land Grab для The New York Times.

В последние недели  Москва, похоже,  участвовала в  развитии ситуации между Арменией и Азербайджаном,  играя сюзерена-миротворца перед обеими сторонами конфликта. В первую неделю августа 40 армянских и азербайджанских солдат  были убиты в ожесточенных боях близ  границы, как раз перед саммитом, созванном президентом России Владимиром Путиным.

Южный Кавказ может показаться отдаленным регионом, однако он граничит   с Россией, Ираном и Турцией,  являясь территорией   для  жизненно важного маршрута трубопровода    нефти и природного газа,  который будет направлен   из Центральной Азии в Европу в обход России. Западные чиновники не могут себе позволить, чтобы другая часть региона принадлежала Москве –   как  это произошло, когда Россия отделила   Южную Осетию и Абхазию от Грузии  в короткой войне в 2008 году, и когда она отняла  Крым от Украины в этом году.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном  отнюдь не новый, пишет аналитик.   С 1992 по 1994  в регионе  шла война за  контроль  Нагорного Карабаха, горного района   в границах   Азербайджана.  Это война закончилась  победой  армянской военной силы с высокой степенью интеграции с российской армией. В результате войны были убиты   30 тысяч  человек, миллион стали беженцами и вынужденными переселенцами.

Бренда Шаффер напоминает, что сегодня   Армения контролирует почти 20 процентов территории Азербайджана, в которые  входит   Нагорный Карабах  и несколько прилегающих  территорий. Несмотря на соглашение о прекращении огня с 1994 года в регионе часто происходят  военные инциденты,  а  российские войска  контролируют ПВО Армении. Москва также контролирует ключевые элементы экономики и инфраструктуры Армении.

Если говорить более конкретно, Россия нашла способы, чтобы  держать конфликт постоянно тлеющим.   В  1990-е годы Армения и Азербайджан три раза пытались подписать окончательное мирное соглашение,  однако  Россия нашла  способы сорвать участие Армении в этом. В 1999 году, например,  были убиты  премьер-министр Армении, спикер парламента и другие правительственные чиновники   (Имеется в  виду теракт в парламенте Армении 27 октября 1999 года, когда  были убиты премьер-министр Армении Вазген Саркисян, … политики, в том числе премьер Вазген Саркисян и спикер Карен Демирчян, – ред.).  

Неразрешенный конфликт –  «замороженный конфликт», как  называют его в России –   дает  Кремлю повод и «оправдание» для  ввода в регион российских войск,  которые  якобы должны «принудить к миру»  обе стороны.   После того, как российские войска  окажутся  на месте, ни одна из сторон не сможет  тесно сотрудничать  с Западом, сотрудничать, не опасаясь возмездия со стороны Москвы.

Последние активные действия на фронте предшествовали совещанию на высшем уровне   10 августа в Сочи,  на котором    Путин стремился к соглашению  о развертывании дополнительных российских  «миротворцев»  между Арменией и Азербайджаном. 31 июля армяне начали скоординированную, неожиданную атаку в трех местах. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и министр обороны АРбыли за пределами своей страны во время нападения и г-н Алиев еще не  дал согласия посетить встречу в верхах. Но президент Армении Серж Саргсян   согласился; маловероятно, что его военные провели бы такую провокацию без согласования с Россией.  Впрочем, встреча прошла  без конкретных результатов, напоминает Бренда Шаффер.

Перед началом заседания  Москва  попыталась ужесточить  свою хватку на Южном Кавказе, с молчаливой поддержкой  Армении.  Напомним, что прошлой осенью  правительство Армении отказалось  от своих амбиций и подписания   соглашения  о сотрудничестве с Европейским союзом и объявило, что  страна присоединится к Таможенному союзу.

Открытая война даст России повод   отправить дополнительные войска  под видом «миротворчества», – пишет эксперт. Дестабилизация Южного Кавказа  также может сорвать  масштабный  проект газопровода,  который призван   облегчить зависимость Европы от российского топлива.

Аналитик отмечает, что, как ни удивительно, но   американские чиновники отреагировали на текущую ситуацию приветствием встречи  в  верхах  под эгидой России. Неужели  Вашингтон  не понял ничего из ситуации с Грузией и Украиной? Для предотвращения эскалации  конфликта на Кавказе и  для того, чтобы не дать Путину предлог для захвата новых земель,   президент Обама должен пригласить лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтон и показать, что Америка не отказалась от Южного Кавказа.

Это будет стимулировать лидеров противостоять давлению России. На сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая  открывается на следующей неделе, кажется,  предоставляется отличный момент для такой демонстрации поддержки.

Вашингтон должен  обвинить Россию в сложившихся проблемах и   противостоять любому  так называемому «разрешению конфликтов» с ее стороны, которое  приводит лишь  к развертыванию дополнительных российских войск в регионе.

Наконец, Запад нуждается в стратегии, которая не даст Москве возможности  захватить   другой приграничный регион. Нагорный Карабах –  следующий фронт в усилиях России по восстановлению утраченной империи. Сдача Южного  Кавказа  и потеря   суверенитета    нанесет смертельный удар по уже и без того уменьшившейся  способности  Америки добиваться и поддерживать альянсы на территории бывшего Советского Союза и за его пределами.