The Washington Post: армяне испугались «мягкой силы» России

Армения, выбирая Таможенный союз вместо соглашения с ЕС, останется страной олигархов и монополий, как и Россия, пишет авторитетное американское издание.

Как передает AZE.az, аналитик Энн Эпплбаум в статье для The Washington Post пишет о последних шагах России на мировой арене.

«Право дает силу, а не наоборот», – приводит слова Барака Обамы автор статьи. «Мы все знаем, что он имел в виду: великие страны могут найти друзей не с помощью грубой силы, а через книги и фильмы, развитые экономики, технологические инновации и, прежде всего, через привлекательные и вдохновляющие национальные идеалы», пишет Эпплбаум. «Но тем, кому трудно использовать мягкую силу, по-прежнему доступна жесткая власть», – отмечает автор статьи.

По ее словам, даже в то время как внимание всего мира было сосредоточено на русско-американской дипломатии в Сирии, у себя дома российский президент Владимир Путин совершил более тихий, но потенциально более значимый дипломатический переворот. После трех лет интенсивных переговоров Армения была на грани подписания Соглашения об ассоциации, включая всеобъемлющее торговое соглашение с Европейским Союзом.

Однако 3 сентября – прямо в разгар кризиса в Сирии – правительство Армении заявило, что вместо того, чтобы присоединиться к крупнейшей зоне свободной торговли и центру сложных мировых демократий, официальный Ереван решил придерживаться России, Беларуси и Казахстана, вступив в Таможенный Евразийский Союз.

«Никто и не пытается сделать вид, что Армению привлекла «мягкая сила» России. В качестве объяснения своим шагам президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения зависит от России в сфере безопасности, что Армения имеет большую диаспору, проживающую в России. Это звучит странно: большинство альянсов по обеспечению безопасности, включая НАТО, не требуют от своих членов присоединиться к Таможенному союзу, и присутствие иммигрантов в одной стране обычно не влияет на торговую политику в других.

Но Армения была обеспокоена в последние недели российскими дипломатическими инициативами в отношении Азербайджана, а также антииммигрантской риторикой чиновников РФ. Армяне поняли намек: если они подписывают соглашение о торговле с Европой, Россия может продать больше оружия их сопернику и изгнать армян, которые живут в России», – пишет автор статьи.

Армяне, без сомнения, наблюдают за действиями России в других направлениях в непосредственной близости от ее границ. 11 сентября Россия запретила ввоз молдавского вина на том основании, что оно является «опасным для здоровья». Украинские конфеты постигла та же участь. Другая старая тактика – использование цен на газ и поставок энергоносителей как инструмента политического влияния – также актуальна сейчас для Украины.

По сути, русские дают украинцам понять, что если те прервут переговоры с Европой и присоединятся к Таможенному союзу, цены на газ, которые они импортируют из России, могут сократиться более чем на половину, подчеркивает Эпплбаум.

«Это отличное предложение, так что – будем объективны – кажется невероятным, что украинцы его еще не приняли, – отмечает автор статьи. – Но Украина все еще раздумывает. Ведь даже ее политики-русофилы понимают, что это решение представляет собой не краткосрочные финансовые шаги, но долгосрочный цивилизационный выбор между относительно открытыми рынками и открытой политикой Европы и близким миром бывшего Советского Союза. Один армянский оппозиционный политик объяснил последствия решения своей страны: «Армения, выбирая Таможенный союз вместо соглашения с ЕС, останется страной олигархов и монополий, как и Россия».

В собственных интересах России – общие границы со странами, которые имеют широкие международные контакты, ускорение экономического роста, возможности доступа на западные рынки и, следовательно, к богатым внутренним потребителям, которые могли бы купить русские товары, отмечает аналитик. Конечно, это в интересах России в долгосрочной перспективе, так же как доступ к западным рынкам. И нет никаких оснований думать, что если Европе все же удалось бы выработать соглашения об ассоциации с Арменией, Украиной и Молдовой, этого не произошло аналогичным образом и с Россией.

Однако правящая элита России во главе с Путиным действует не в интересах России. Элиты России действуют в своих собственных интересах. На данный момент они убеждены, что экономический национализм и язык неоимпериализма даст им народную поддержку и, возможно, личную прибыль. «Интересно, как долго остальные россияне будут с этим мириться?» – спрашивает автор статьи.