«The Weekly Standard»: Азербайджано-израильский альянс имеет серьезные геополитические последствия для Ближнего Востока

Эксперт, политолог, автор книги «The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West» Александр Петерсен пишет о расцвете дружбы между Азербайджаном и Израилем.

Как сообщает AZE.az, в журнале «The Weekly Standard» опубликована статья Александра Петерсена «Очень тихий альянс». В ней автор рассматривает активизацию взаимоотношений между Азербайджаном и Израилем.

«Ряд бывших врагов Израиля имеют общую озабоченность ядерной программой Ирана, но тут действует принцип “враг моего врага – мой друг”. Израиль фактически имеет настоящее близкое партнерство лишь с одной страной с преобладающим мусульманским населением, – Азербайджаном. Говорят, что азербайджано-израильские отношения подобны айсбергу: на девять десятых под водой. Но все большая часть этого айсберга становится видимой; недавние визиты азербайджанского министра иностранных дел в Израиль и США стали наиболее явными проявлениями этой связи до сегодняшнего дня.
Соединенные Штаты должны поощрять эти отношения как пример прагматичной, основанной на интересах сотрудничества, лишенной эмоциональной риторики, политики, которая обычно характеризует ближневосточные взаимоотношения.
На ежегодном форуме Американского еврейского комитета в Вашингтоне в начале этого лета министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров произнес речь, в которой он осудил антисемитизм и подчеркнул, что его страна имеет “тесные, дружественные” отношения с Израилем.
И даже не считая риторики, его визит в Израиль месяцем ранее продемонстрировал, что растущая связь между двумя странами может иметь серьезные геополитические последствия для Большого Ближнего Востока. Особенности в вопросе региональных амбиций Ирана, азербайджано-израильская цепочка дают важный, но недооцененный, географический рычаг для Соединенных Штатов. 
Президент Израиля Шимон Перес при встрече с Мамедъяровым высоко оценил религиозно толерантное общество Азербайджана. С очень давних времен Азербайджан был безопасным райским уголком как для евреев Ашкенази, так и древнего местного населения горских евреев. Но последние два десятилетия создали больше прямых связей между Кавказом и Ближним Востоком. Богатый энергоресурсами Азербайджан обеспечивает основную часть израильского импорта нефти и уже обсуждалось строительство трубопровода для транзита азербайджанской нефти через территорию Израиля к Красному морю, далее в Восточную Азию. 
Государственная энергетическая компания Азербайджана участвует в морском проекте по добыче нефти в Израиле. В свою очередь, ряд израильских компаний с момента распада Советского Союза стал ключевыми инвесторами в экономику Азербайджана, – от нефти до телекоммуникационных услуг.
Самые же глубокие отношения между двумя странами, однако, развились в вопросах сотрудничества по безопасности и обороне. В прошлом году стороны подписали оборонное соглашение на $1.4 млрд, согласно которому аэрокосмическая промышленность Израиля обеспечит азербайджанских военных самолетами, беспилотниками, технологиями противоракетной защиты. И это вдобавок к совместному предприятию по строительству израильских беспилотников в Азербайджане, а также к бывшим соглашениям по обеспечению антитанковых, антиавиационных и антипехотных технологий.  
Многое из этого истекает из общей угрозы от Ирана. В 2008 году азербайджанская полиция сумела сорвать спонсированный Ираном план по бомбежке израильского посольства в Баку – столице Азербайджана. Прямо на юге от Азербайджана, в Иране проживают больше этнических азербайджанцев, чем в самом Азербайджане, – результат дележки азербайджанских земель между Ираном и Россией в 1828 году. Знание этих исторических реалий помогает понять, почему Тегеран принял сторону Армении в армянско-азербайджанской войне по Нагорному Карабаху в 90-х годах.
И совсем недавно, – этой весной, несколько иранских депутатов призывали к аннексии Азербайджана и уничтожению тюркского наследия. Кажется, Израиль – не единственная страна, которую Иран хочет стереть с карты.
Не трудно понять, почему оба правительства хотят держать детали чувствительного сотрудничества по безопасности в тишине, но ходят настойчивые слухи, что сотрудничество по технологиям беспилотных самолетов расширилась на совместное слежение за деятельностью Ирана. Это может быть частично ответом на агрессивную попытку агентов Ирана экспортировать свою версию революционной шиитской идеологии в Азербайджан. 
Для иранских граждан, особенно азербайджанцев, составляющих большинство на севере страны, Азербайджанская Республика очень привлекательна, как светское общество, очень отличающееся от реакционного религиозного авторитарного режима, в котором они живут. Этого достаточно, чтобы нервировать мулл и официальный Тегеран не особо скромничает, выражая свое отвращение к Баку, – к примеру, один высокопоставленный иранец недавно объявил, что руководство Азербайджана “болеет Сионизмом”.

Учитывая, что США уже имеет тесные отношения с обеими странами, американским стратегам можно было бы воспользоваться азербайджано-израильскими связями при разработке стратегии в отношении Ирана. В то время, как Азербайджан неоднократно заявлял, что он выступает против военных действий против Ирана, расширение американо-азербайджанского и азербайджано-израильского партнерства само по себе посылает сигнал Тегерану, что он столкнется с единым фронтом по трем различным географическим осям.

Азербайджан все больше занимает нишу, оставленную Турцией, в качестве основного светского союзника Израиля и Соединенных Штатов среди стран с преобладающим мусульманским населением. И происходит это в очень нужный момент. Его поддержка может оказаться бесценной, если напряженность в отношениях с Ираном обострится»