Томас де Ваал: Украина и Армения перед суровым выбором – ЕС или Евразийский Союз?

Британский журналист, старший научный сотрудник по Кавказу в Фонде Карнеги за международный мир Томас де Ваал написал статью о будущем Украины, ее проблемах, с аналогичными из которых сталкивается и Армения.

Как сообщает AZE.az, в статье «Can Mars and Venus Talk About Ukraine?», опубликованной на сайте Московского Центра Карнеги, Томас де Ваал считает, что
«Россия и Европейский Союз никогда не признавали, что у них есть проблемы»».

По словам автора, «в отличие от НАТО, ЕС не был во враждебных отношениях с Москвой. Экономическую интеграцию и добрососедские отношения трудно не ценить. Подобно некоторым американцам, большая часть российской элиты рассматривает Брюссель со слабым презрением: проект, построенный на отказе от силы и делении суверенитета, вовсе не вписывается в российское мировоззрение.

Теперь же некоторое противостояние кажется неизбежным. Вопрос, конечно, касается борьбы за душу или по крайней мере политико-экономическую модель Украины, а в большей или меньшей степени других пяти восточноевропейских стран так называемого Восточного партнерства.

На саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре украинцам, вероятно, предложат Соглашение об ассоциации с ЕС и перспективы углубления европейской экономической интеграции. Но будут и обязательства, одним из которых является то, что эта сделка несовместима с Евразийским таможенным союзом Владимира Путина. Армения стоит перед той же дилеммой, но в меньших масштабах».

«Между тем, прекрасно осознавая, что Украина является центральным недостающим элементом в своем самом большом внешнеполитическом проекте, Путин развертывает все виды угроз и уговоров в отношении Украины. Большие торжества по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси, состоявшиеся в присутствии патриарха Кирилла, были большим поводом, организовать который брюссельские чиновники никогда не могли и мечтать.

Иначе говоря, «русские – с Марса, а европейцы – с Венеры». Несмотря на схожесть названий, Европейский Союз и Евразийский Союз – это принципиально различные проекты: один основан на объединении суверенитета, другой – на утверждении еще раз экономического первенства Москвы.

На данный момент меня интересует другой вопрос: смогут ли Брюссель и Москва найти способ поговорить о своих различиях или им просто не хватает средств и словарного запаса, чтобы сделать это? Основной выбор, перед которым стоят Украина и Армения, суров: им будет трудно добиваться полной экономической интеграции с ЕС, вступая при этом в Таможенный союз.

Однако им предстоит долгий путь, в течение которого возникнут вопросы, которые восточные европейцы захотят обсудить с обеими сторонами. Очевидным является вопрос виз. Украинцы хотят открытых границ и с Россией, и с ЕС. Могут ли обе стороны найти способ говорить на одном языке по таким вопросам, как этот?» – отмечает Томас де Ваал.