28 августа приблизительно в 18.30 в Ясамальском районе столицы Азербайджана полностью обрушилась 16-этажная новостройка, расположенная вблизи Детской больницы, известной как ОМД, по адресу: ул. Мамеда Нахчивани 14 (б. 6-я параллельная), Баку.
1 августа нынешнего года, то есть за 4 недели до вчерашнего страшного обрушения жилого дома, заслуженный архитектор республики Хафиз Амирханов дал интервью «Новости-Азербайджан».
Как передает Bakililar.AZ, интервью называлось «Баку – собственность бакинцев, а не мэра города».
В словах Амирханова виден четкий прогноз будущей трагедии. Жаль, что власть Баку не прислушивается к голосу прессы, можно было бы избежать трагедий, которые имели место в последнее время в строительной сфере.
Повторяем выдержки из той публикации, в надежде, что они помогут ответственным чиновникам государства принять меры для предотвращения трагедий в будущем.
– Во всех крупных столицах мира существуют организации, которые утверждают архитектурные проекты. Почему такого совета нет в Баку?
– Раньше в Баку тоже существовал Градостроительный совет, который в обязательном порядке обсуждал все проекты. В 2000 году, в самый ответственный для города момент, совет прекратил свою деятельность. Теперь проекты утверждаются чиновниками, а те решают архитектуру города по собственному усмотрению.
Проекты нигде не обсуждаются, решения принимаются одним человеком. Глава города принимает решение, дает разрешение. Но ведь Баку – собственность бакинцев, а не главы города. Ни в одном городе мира так не делается. Мэр Москвы Юрий Лужков каждый день встречается с архитекторами. Без их рекомендаций он ничего не делает.
Одним словом, в строительном деле Баку полная анархия, где хотят и как хотят, так и строят.
Я много раз предлагал передать обсуждение проектов Союзу архитекторов. Мы будем обсуждать проекты, принимать решения, тем самым оказывать посильную помощь городу.
Мы не просим денег, просто наша совесть не позволяет, чтобы мы допускали строительство таких зданий, которыми сегодня застраивается Баку. Я и все архитекторы, которые поддерживают меня в этом вопросе, устали говорить. Должна же быть какая-то отдача. Ведь не чиновники должны решать этот вопрос.
– В нашем законодательстве обговорено, что если какая-либо зарубежная компания реализует в Баку архитектурный проект, это должно происходить с привлечением местных архитекторов. Как обстоит дело сегодня?
– Действительно, в свое время, еще при Гейдаре Алиеве, было решено, что зарубежные компании, которые занимаются строительством в Баку, обязательно должны осуществлять проекты с участием азербайджанских архитекторов. По такому принципу я участвовал в некоторых проектах, например, при строительстве отеля Hyatt Regency, который строила американская компания.
В принципе, на сегодняшний день в Баку осталось очень мало таких компаний. Наши научились строить – хорошо или плохо, другой вопрос, но факт в том, что научились. Меня больше волнует качество этой архитектуры. Я уверен в крепости только тех зданий, которые проектировал сам.
– Для осуществления архитектурной деятельности необходима специальная лицензия, а для ведения строительных работ такая лицензия не нужна. Как Вы смотрите на это?
– Я – заслуженный архитектор республики, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Слава», член-корреспондент Международной академии архитектуры Востока. Эти регалии дало мне государство за мою творческую работу, но сегодня они не дают мне право на то, чтобы я мог проектировать. Обязательно нужна лицензия. А чтобы получить ее, нужны бешеные деньги.
У меня есть лицензия до 2008 года, по истечении ее срока действия я не смогу работать, мои проекты не пройдут.
Выходит, что те, у кого нет таланта, но есть деньги на приобретение лицензии, могут проектировать. А такие люди, как я, у которых нет денег, не имеют такого права. Это парадокс.
И что самое интересное, имея лицензию, строительством занимаются не архитекторы, потому что те не имеют средств, чтобы вложить их в строительство. Есть определенные люди, которым негласно разрешено строить.
Строят люди без архитектурного, строительного образования – парикмахеры, мясники, торговцы, а если я захочу построить, вряд ли мне это удастся.
– Имеется запрет на строительство высотных зданий в центре Баку. Чем, по-Вашему, он обоснован?
– На мой взгляд, ставить ограничение на высоту зданий в центре города – абсурд. Одно время поставили ограничение – до 9-ти этажей. Можете ли Вы себе представить, чтобы все здания в Баку были до 9-ти, или пусть даже до 12-ти этажей?
Одно время приводили аргумент, что Баку находится в сейсмически опасном районе. Да, возможно, это и правда, но ведь в Баку всегда строились здания. Более сейсмически опасного района, чем Япония, в мире, наверное, нет, но ведь там строят небоскребы.
Значит, все дело в качестве строящихся зданий и технологий. Нельзя строить высотные здания в железобетоне, необходимо строить в металле. Он более гибкий с сейсмической точки зрения и не ломается.
А здание, построенное в железобетоне, упадет, если верхние этажи сломаются. В Баку можно строить 30-тиэтажные, 50-тиэтажные здания, надо правильно строить, надо правильно решать градостроительные вопросы.
Весь Азербайджан со своими автомобилями живет сегодня в Баку. Город рассчитан на 1,5 миллиона человек, а здесь уже живет около 3 миллионов. Коммуникации не работают, все новые дома ставятся на старые канализационные линии, подключаются к ним.
Отсюда и частые прорывы канализации. Сначала необходимо решить эту проблему, затем ставить дома. Северный ветер, который гулял по Баку раньше, теперь не гуляет, потому что его путь прегражден.
– Может, именно поэтому и запрещают высотки?
– Все зависит от правильного планирования. Надо строить не как попало. Нужно изучать, анализировать, специалисты должны работать над этим.
– Кроме того, существует ведь правило, что расстояние между зданиями должно быть равно высоте…
– Эти нормы были приняты в советское время. Да, когда строят в пустыне, легко оставить между домами до ста метров. Это нужно для того, чтобы солнце могло проникать в дом напротив. Но в современных условиях трудно соблюдать это правило. В Нью-Йорке, например, оно вовсе не соблюдается.
Оттого, что земля там дорогая в цене, город растет ввысь. К сожалению, в Азербайджане пока еще не разработаны никакие нормы, которых обязывали бы придерживаться архитекторов. Надо определить, на каком расстоянии можно строить следующее здание. Ни в коем случае нельзя строить высотное здание рядом с архитектурным памятником.
– Если говорить о районах Баку, в каких из них желательно строительство?
– Город может расширяться либо ввысь, либо вширь. Надо осваивать новые районы – Ганлы гёль, Баилово, Шихово, в сторону Бёюк шор и далее. Это самые благоприятные районы – у моря, с хорошим рельефом. Там можно построить город, поселок, нечто вроде продолжения Баку.
Однако психология нашего народа такова – все стремятся в центр, не понимая, что самый худший, самый загазованный район – это центр. В центре должны сосредоточиться офисы, банки, концертные залы и многое другое, но он не для жилья.
– Многие архитектурные проекты не предусматривают создание дворовой системы…
– Существует норма – меньше половины имеющейся земли застраивается домом, а больше половины предназначается для озеленения, создания площадки для детей. А сейчас застраивают всю землю, потому что таким образом можно заработать больше денег. А в результате страдают дети, которым негде играть. Этот вопрос должна решить Исполнительная власть города.
– Вы разделяете мнение, что мэр столицы должен быть уроженцем Баку?
– Я всегда думал об этом. Мэр города обязательно должен быть бакинцем – потому что он знает Баку лучше всех, любит его больше всех. Но наряду с этим он должен быть и архитектором. Кроме того, необходимо, чтобы мэра, как президента, избирал народ, а у нас он назначается.