Тревожные намеки от главы разведсообщества США

Выступление директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера, точнее, та информация, которая была сброшена в прессу, до сих пор остается в центре внимания международных СМИ. Только на смену журналистам, моментально сделавшим массу скоропалительных выводов, пришли аналитики, пытающиеся увидеть реальные угрозы национальной безопасности США, стоящие за смутными намеками, которыми изобиловал доклад главы американского разведсообщества.

Прежде всего, речь идет о ситуации в Сирии, которую Джеймс Клэппер окрасил в неожиданные цвета. Это касается и действий непримиримых исламских радикалов на сирийской территории, и их амбиций, выходящих за ближневосточные пределы, и тревожной информации о способности режима Башара Асада «производить ограниченное количество компонентов биологического оружия».

 Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

– К разведчикам прислушиваются гораздо больше, чем к высокопоставленным дипломатам, хотя директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер своим выступлением в Сенате блестяще доказал, что тумана они способны напустить куда больше, чем господа из внешнеполитических ведомств. В первую очередь, это касается его заявления о том, что «некоторые элементы сирийской программы по созданию биологического оружия могли выйти за пределы стадии научно-исследовательских работ». Этот пассаж главного разведчика США породил массу спекуляций в мировой прессе. Кстати, ничего плохого в этом слове нет, если учитывать, что понятие «speculations» в английском языке означает еще и «догадки», и «предположения». Критики американской внешней политики возмутились: во-первых, Джеймс Клэппер не привел никаких доказательств своего утверждения, а, во-вторых, США готовы «разыграть карту» применения биологического оружия режимом президента Асада по сценарию «химической атаки в Гуте» в августе прошлого года. С логически вытекающим последствием – нанесением по военным объектам Сирии ракетно-бомбовых ударов силами США и их союзников.

Однако, не стоит забывать, что человек, которого называют «царь разведки», причем, самой большой в мире, вовсе не обязан раскрывать источники оперативной информации. Но, главное, сирийское «бактериологическое досье» можно совершенно по-разному интерпретировать, что мы и попытаемся сделать.

О существовании бактериологических «арсеналов» у Башара Асада на Западе говорили и раньше. Можно вспомнить «страшилки» от эксперта НАТО доктора Джилл Деккер и бывшего высокопоставленного чиновника бундесвера Ханса Рюле, утверждавших, что в тайных сирийских лабораториях, не без участия россиян, якобы культивируют штаммы сибирской язвы, чумы, холеры, оспы, туляремии и пр. и пр. Разные наблюдатели даже точно указывали на место, где сирийцы разрабатывали бактериологическое оружие. Это – Научно-исследовательский центр в Джамрае, известным под французской аббревиатурой CERS. Еще в 2003 году министерство финансов США ввело санкции против CERS, а двумя годами позже сам президент Буш обвинил Центр в «распространении оружия массового поражения». Однако год назад израильские ВВС начисто разбомбили CERS и, кажется, сняли вопрос о возможности применения сирийскими правительственными войсками бактериологического оружия.

Но некие Джилл Бельами ван Аалст и Оливер Гвитта – эксперты по безопасности т.н. «Общества Генри Джексона», названного по имени автора знаменитой поправки Джексона-Вэника – сообщают о разграблении секретного фармацевтического комплекса в Алеппо. По их мнению, сирийцы могли его использовать как производство двойного назначения. Так это или иначе, но какие-то биоматериалы попали в руки непримиримых боевиков из организации «Джабхат ан-Нусра», которая контролирует сейчас территорию бывшего комплекса. А, вот, это уже интересно, особенно если учесть, что после захвата радикалами части Алеппо в Сирию пытался вылететь главный эксперт «Аль-Каиды» по бактериологическому оружию Язид Суфаат, получивший образование в Университете Сакраменто (Калифорния, США). За этим человеком немало грехов, включая и попытку создать штаммы чумы для «Аль-Каиды» на базе принадлежавшей ему компании «Green Laboratory Medicine». Сей «доктор» уже отсидел 8 лет в тюрьме, а теперь снова находится под малазийским следствием за «подстрекательство к террористическим актам, угрожающим сирийскому народу». Но, что стоит за расплывчатой формулировкой обвинения широкой общественности абсолютно неизвестно.

Зато, наверняка, это знает Джеймс Клэппер. Как знает и то, что Асад не пойдет на бактериологическую атаку. Во-первых, в ней нет никакой нужды – стратегическая инициатива находятся в руках правительственных войск, а радикальные группировки самозабвенно уничтожают друг друга. Во-вторых, бактериологическая атака, в отличие от химической, никакого немедленного эффекта не даст. В-третьих, в условиях разрушенной войной системы здравоохранения и ужасающей антисанитарии эпидемия обязательно перекинется на другие, уже подконтрольные правительству территории. И, наконец, Башар Асад – далеко не безумец, чтобы пойти на применение бактериологического оружия после всей этой скользкой истории с химической атакой в пригороде Дамаска.

Но на применение бактериологического оружия, если оно, конечно, окажется в руках радикалов пойти вполне способны исламские боевики. И необязательно в Сирии. Неслучайно же Джеймс Клэппер предупредил, что связанная с «Аль-Каидой» группировка «Джабхат ан-Нусра» во главе с ее лидером Абу Мухаммедом Джулани планирует «нападение на Соединённые Штаты». Каким может оказаться подобное нападение? Если террористами широко используются камикадзе, снабженные взрывчаткой, то почему нужно исключать появление смертника с контейнером особо опасных штаммов или даже уже зараженного смертельной инфекцией? А если, по словам главы американского разведсообщества, в Сирии сейчас находиться до 7 тысяч боевиков-фанатиков из 50 стран, то вредоносные вирусы вполне могут быть распространены далеко за границы Ближнего Востока. Тогда серьезная угроза встает перед мусульманскими странами СНГ, включая Азербайджан, заметное число граждан которого воюет в Сирии на стороне мятежников.

Закономерен вопрос – почему Джеймс Клэппер прямо не сказал об этом американским сенаторам, а «перевел стрелки» на правительство Асада? Может быть, боялся встретить, мягко говоря, непонимание со стороны влиятельных «ястребов» – всем известного Джона Маккейна, или Криса Мерфи, или Линдси Грэм? Не хотел накалять страсти перманентного противостояния демократов и республиканцев? Во всяком случае, директор Национальной разведки обозначил территорию Сирии как исходную точку бактериологической угрозы, вовсе не настаивая на том, что исходит она обязательно от режима Башара Асада. К тому же дал понять Джулани и его людям, что «Большой Брат» следит за ними. Что ж, будем считать, что Джеймс Клэппер действовал в соответствии с известной восточной поговоркой: «Ругаю дочку, чтобы невестка боялась».