Турецко-армянское сближение стало катализатором карабахского урегулирования

Заведующий отделом международных отношений Администрации президента Азербайджана отметил положительные сдвиги в переговорном процессе вокруг урегулирования карабахского конфликта.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, заведующий отделом международных отношений Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов прокомментировал последние события в регионе.- Каким Вам видится продолжение мюнхенской встречи президентов Азербайджана и Армении и встречи министров иностранных дел двух стран в Афинах?

– Мюнхенская встреча была 6-й по счету встречей президентов Азербайджана и Армении в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Эта цифра сама по себе является показателем сверх интенсификации переговорного процесса.

Вообще, с начала 2009 года президент Азербайджана занял очень конкретную, принципиальную позицию в связи с урегулированием конфликта и направил внимание мирового сообщества, ведущих государств во главе с США, Россией, Францией и др., и международных организаций к необходимости его разрешения.

Это был очень важный процесс.

В регионе произошли определенные процессы, и с начала года президент представил очень конкретную позицию по этому поводу.

Президент говорил о необходимости урегулирования конфликта для региона, актуальности и важности момента на всех своих встречах и контактах.

Этот вопрос был еще раз поднят в телефонных переговорах с президентом, госсекретарем, другими чиновниками США в начале года, в переписке с французским руководством.

То есть, в качестве второго этапа, был поднят вопрос о важности вопроса, и в результате встречи стали более интенсивными.

Кроме того, и процесс открытия армяно-турецких границ послужил своего рода катализатором в разрешении этой проблемы, в хорошем смысле этого слова.

Если мировое сообщество, крупные державы уделяют такое внимание Южному Кавказу, стараются восстановить здесь стабильность и безопасность, то первостепенным вопросом является урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

На первом месте стоит этот вопрос, а дальше, во вторую и третью очередь пусть решают любые другие вопросы, какие пожелают.

За этот период, особенно в последнее время президент Азербайджана делал очень сильные заявления, связанные с урегулированием конфликта, характером переговоров.

Думаю, что все они в определенной степени оказали свое влияние на этот процесс.

Некоторые заявления, с одной стороны, заставили руководство Армении заволноваться и запаниковать, с другой стороны, привлекли к этому мировых лидеров и ведущие государства.

С этой точки зрения комментарии по поводу этих встреч, данные на заседании глав МИД ОБСЕ, заключались в том, что в переговорах наблюдается позитивная динамика.

Были и другие разные заявления.

И даже министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер сказал, что сложилась такая ситуация, что может быть подписано какое-то рамочное соглашение по урегулированию конфликта.

Это очень оптимистическое заявление.

Я думаю, что, делая подобное заявление, он всесторонне проанализировал все процессы и обосновал свою позицию.

Я, наблюдавший коварную позицию руководства Армении, процессы переговоров за эти 10-15 лет, знающий, что они не были постоянны и последовательны в своей позиции, видевший, как они, приняв сегодня на встрече определенную позицию, на последующих встречах отступают от нее, отношусь к подобным заявлениям с некоторой осторожностью.

Президент Азербайджана прилагает все усилия для урегулирования этого конфликта, предпринимает все шаги.

Так было всегда, так продолжается и сегодня.

Однако в качестве последней точки переговорного процесса, ведущегося с армянской стороной на протяжении года, хочу отметить два фактора, имеющих важное значение.

Первый факт, привлекающий в этих процессах особое внимание, это то, что по этому вопросу уже есть заявления Обамы, Клинтон, Медведева, Лаврова, Саркози и Кушнера.

Второе – на фоне этих процессов руководство Армении еще раз осознает, что этот конфликт дожжен рано или поздно быть разрешен, и его урегулирование играет очень важную роль в их судьбе.

Этот конфликт является серьезным препятствием для осуществления некоторых их планов.

Эти препятствия существовали всегда.

Если они не понимали этого, то это их трагедия.

Они должны были понять это, когда реализовался первый крупный проект Баку-Тбилиси-Джейхан.

Однако в последнее мгновение и они видят, что инициатива, которую они хотели осуществить при содействии мира, вновь тормозится этим вопросом, останавливается.

Сегодня премьер-министр Турции заявил, что заявит американцам, что если они хотят, чтобы были разрешены все проблемы региона, установились нормальные отношения, первоначально обязательно должен быть урегулирован армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт.

Я тоже думаю, что в ходе планирующихся там встреч, на переговорах турецкого премьера с президентом США одной из основных тем обсуждения будет именно армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт.

В целом, я бы так прокомментировал последнюю переговоры: встреча в Афинах стала неким итогом, была достигнута общая позиция.

Теперь одним из наиболее актуальных вопросов является продолжение процесса позитивной динамики.- Заявление, принятое в Афинах, негативно воспринимается армянской оппозицией.

Они обвиняют армянское руководство в продажности.

Чем отличается этот документ от предыдущих?

– На самом деле, это заявление не намного отличается от предыдущих.

Просто в руководстве Армении нет стабильной, сформированной позиции.

В Армении очень сложная ситуация.

В сказках встречается такой эпизод: в руках Див держит сосуд, а в нем – птица.

И говорят, что как только откроется крышка, птица улетит.

И на этом жизнь Дива закончится.

Так же и для руководства Армении: независимо от того, кто находится у власти, урегулирование конфликта играет для них роль этой птицы.

Если конфликт будет разрешен, каждый из них превратится в обычного человека, они станут, возможно, теми, к кому большинство общества будет относиться с отвращением.

Поэтому они очень осторожны.

В армянском обществе есть и другие круги, которые, едва предпринимается какой-то шаг, начинают обвинять свое руководство в предательстве и других грехах.

Если бы у руководства Армении хватило ума, если бы в начале 90-х годов они не подняли эту проблему, или же те, кто стоял за ними, давали им умные советы относительно того, что это ничего им не принесет и лучше вместе развиваться после распада СССР, возможно, в этом случае Армения выиграла бы в 5-10 и даже в 15 раз больше, чем сейчас.

Разрешились бы вопросы экономики, финансов, безопасности, а также вопросы отношений с Турцией.

Сегодня армяне на свой лад комментируют вопрос самоопределения, видят это отдельным государством.

И это при том, что самоуправление имеет различные варианты и очень широко распространено в мире.Судьба десятков народов в России решилась в рамках Российской Федерации.

Можно привести десятки таких же примеров и в других странах.

В действительности, судьба проживающих в Карабахе армян решилась еще до распада СССР.

Просто армяне не поняли этого.

В противном случае, была бы обеспечена широкая автономия в Нагорном Карабахе, и так же они продолжали бы жить и в других городах и районах Азербайджана.

Кто еще, кроме них, имел такие большие возможности в Баку?

В этом случае, с помощью оказывающих им поддержку людей, а также диаспоры и лобби они бы добились всего, приобрели бы большие возможности.

Но сейчас они лишены этого, загнаны в угол, нанесен удар и по Армении, как государству, и по своему народу.

Они попали в очень сложную ситуацию, просто, не хотят признавать этого.

И многие круги и страны предпринимаю шаги для их спасения.

Если раньше это было возможно, то после финансового кризиса не так уж легко оказывать им необходимую помощь.

Сейчас 100-500 миллионов долларов достаточно крупная сумма для любого государства.

И поэтому весь мир высказал свою позицию, чтобы вывести Армению из этой ситуации.

А для спасения Армении нужно открыть границы с Турцией, так как около 2 миллионов армянского населения сможет нормально существовать за счет Турции.

Тут для них не существует принципов, они действуют беспринципно.

Согласно принципам, армяне не должны были идти на это, но вы видите, какие шаги и какими путями они предпринимают.

В действительности, нет смысла искать в армянском обществе идейность и принципы, зачастую они называют черное белым, а белое черным.

Они и на уровне руководства, и на уровне партий и разных кругов выдвигают разнообразные смешные причины, пытаются обосновать ими свою позицию.

Это надо воспринимать, как политическое шоу.

– Армянскую оппозицию беспокоит согласие на решение вопроса статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Была ли достигнута такая договоренность ?

– Все наши усилия в процессе переговоров направлены на то, чтобы убедить Армению и ее руководство в решении этого вопроса в такой форме.

И сопредседатели, и все страны мира согласны с этим мнением.

Правда, в этом вопросе есть некоторые моменты.

Руководители всех ведущих стран мира, международные организации заявляют, что признают территориальную целостность Азербайджана.

Ведутся переговоры для того, чтобы Армения отступила от своих нелепых претензий, Азербайджан прилагает свои усилия, и говорит, что мы соседние страны, давайте согласимся с самым правильным вариантом решения конфликта, и Нагорному Карабаху будет дана широкая автономия в рамках территориальной целостности Азербайджана.

И в Мадридских принципах открыто указано, что армянская община Нагорного Карабаха вместе с проживающими там азербайджанцами в рамках территориальной целостности Азербайджана может решать свою судьбу, ведутся переговоры и по этому поводу.

Армяне время от времени в определенном смысле соглашаются с этим, но проходит месяц другой, и они меняют свою позицию.

Потому что в Армении нет стабильного, опирающегося на волю народа правительства.

Мы неоднократно становились свидетелями этого в Армении.

В 1997-98 годах они отказались от Тер-Петросяна из-за простого заявления, позиции, затем пришел Кочарян, пошли разговоры о небольшом шаге, и в парламенте произошло массовое убийство.

В тот же момент переговоры приостановились, ему намекнули, что и с тобой может случиться то же самое, так что не рискуй.

Такие столкновения происходят у них и сейчас.

Правительство избирает не народ, и поэтому они неуверенны в себе.

И каждое заявление является для них громким призывом.

– Продолжится ли позитивная динамика в следующем году?- Позитивная динамика должна продолжаться, потому что нож уже уткнулся в кость.

Уже 10-15 лет сопредседатели работают в этом направлении.

Это уникальный формат.

В мире много конфликтов, однако подобного формата до сих пор не было.

Представители трех крупных государств предпринимают усилия в этом направлении, стараются.

Да, эти их усилия пока что не дают никаких результатов.

Но нельзя столько терпеть.

Годы проходят, а результатов нет.

Сегодня на Южном Кавказе сложилась такая ситуация, что хочешь не хочешь мировые державы, станы, имеющие здесь интересы, должны понимать и свою заинтересованность в урегулировании конфликта.

Этот конфликт никогда нельзя будет рассматривать как событие второстепенного значения.

Это проблема номер один.

Однако неожиданное направление усилий мировых держав на турецко-армянское сближение должно удивить и их самих.

В то время, как в регионе имеет место серьезный конфликт, когда большие страны пытаются его разрешить, проведение в Швейцарии в течение двух лет тайных переговоров между Турцией и Арменией ставит вопрос: ай Швейцария, если ты такая миролюбивая и нейтральная, почему не направляешь эти усилия на урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

Мы должны сделать так, чтобы кризисы, происходящие в мире, имели только экономический и финансовый характер.

В международных отношениях не должно быть кризиса справедливости, этого нельзя допустить.

Если в международных отношениях не будет соблюдаться принцип справедливости, это приведет к серьезному кризису.

Международное право, его нормы и принципы созданы для того, чтобы восстанавливать справедливость.

Поэтому я думаю, что в 2010 году позитивная динамика должна быть сохранена.

Это нужно как Азербайджану и Армению, так и региону, и России, и США.

– Присоединятся ли к переговорам азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха?

Руководство Армении заявило, что армянская община НК подключится к переговорному процессу.- Периодически я и сам наблюдаю, и это отмечал и президент Азербайджана, – что у руководства Армении интересный характер.

Они будто выбрали своей профессией спекуляцию, политический торг, и почти что гордятся этим.

Любое слово главы государства, министра иностранных дел – это важное обязательство, юридический факт.

Если глава какого-то государства говорит, что они признают территориальную целостность Азербайджана, то и внешняя политика этого государства должна двигаться в этом направлении.

Все государства сделали такие заявления по отношению к Азербайджану.

Однако, к большому сожалению, впоследствии они не стоят на своем слове, ничего не делают в этом направлении.

Если бы было иначе, конфликт давно был бы разрешен.

Пользуясь подобной ситуацией, руководство Армении тоже всегда держит наготове несколько запасных вариантов, на всякий случай – чтобы если завтра что-то случится, быстро найти аргумент для изменения своего мнения.

В переговорном процессе такое происходило не раз.

Временами они поднимают этот вопрос.

Сегодня и сопредседатели, и ОБСЕ принимают, что в процессе есть две стороны – Азербайджан и Армения.

Конфликт происходит между этими двумя сторонами.

На определенном – финальном – этапе урегулирования конфликта, если процесс пойдет в направлении разрешения проблемы, к процессу подключатся и азербайджанская, и армянская общины Нагорного Карабаха, которые примут участие в определении статуса.

Это наша позиция, и она остается в силе.

Однако для армянского руководства это некий предлог.

Мне кажется, что эта их позиция серьезно не воспринимается и не может так восприниматься.

Потому что пока формат таков, и переговоры продолжаются в таком формате.- Чем отличается рамочное соглашение от мирного соглашения?- Пока что конкретно ответить на этот вопрос трудно.

Не потому что я не информирован.

Пока что это – тема переговорного процесса.

Рамочное соглашение может включать договоренности по ряду базовых принципов для того, чтобы двигать вперед этот процесс.

Мирное же соглашение является заключительным документом, в котором отражены фундаментальные базовые принципы урегулирования конфликта и решение всех технических, экономических, экологических и других проблем.

Отличия могут заключаться в этом.

Мы впервые направили внимание на рамочное соглашение для того, чтобы процесс шел хорошо.

То есть, речь идет о договоренности по базовым принципам.

Несомненно, что в мирном соглашении должны присутствовать определенные гарантии.

А это будет продуктом завершающего этапа.