Эксперты уже давно высказывали сомнения по поводу того, что добываемого в Туркмении газа хватит на Россию и Китай одновременно
В мае этого года президенты России, Казахстана и Туркмении Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Курбангулы Бердымухамедов договорились о строительстве Прикаспийского газопровода как альтернативы Транскаспийскому.
Правительства трех стран должны подготовить и подписать соответствующее соглашение о сотрудничестве, где будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки проекта, а также совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его реализации.
При этом, новый туркменский лидер Курбангулы Бердымухамедов продемонстрировал готовность всемерно сотрудничать с Кремлем. Помимо проекта Прикаспийского газопровода здесь есть российско-туркменское соглашение, подписанное в 2003 году, согласно которому с 2009 по 2028 годы Туркмения должна поставлять в Россию 70-90 млрд кубометров газа ежегодно.
При этом сейчас Туркмения добывают около 70 млрд кубометров в год. Из них 42 млрд кубометров поступают России и 8 – Ирану, остальное реализуется на внутреннем рынке.
Однако планы российско-туркменского сотрудничества оказались под угрозой. Угроза исходит не столько со стороны Запада, чей проект Транскаспийского газопровода до конца туркменами так и не закрыт, сколько со стороны Китая.
В ходе только что завершившегося визита в Пекин Бердымухамедов заключил договор о строительстве прямого газопровода в Китай через Узбекистан и Казахстан и подписал многомиллиардный контракт на поставку в Поднебесную туркменского газа в объеме 30 миллиардов кубометров в год начиная с 2009 года.
Достигнутые в Пекине договоренности туркменский лидер пояснил “колоссальным потенциалом туркмено-китайского партнерства”, подчеркнув, что по всем вопросам Туркмения и Китай демонстрируют единый подход. Особо туркменский президент остановился на договоренностях в нефтегазовой сфере.
“Здесь нерешенных вопросов у нас не осталось, – заявил он. – Беспрецедентный по своим масштабам проект газопровода Туркменистан – Китай протяженностью 7 тысяч километров, который уже в ближайшие годы свяжет две страны, достигнув юго-востока Китая, станет ярким символом обоюдных усилий по дальнейшему сближению двух братских народов”.
Согласно договору между “Национальной нефтегазовой корпорацией Китая” и «Туркменгазом», Туркмения, как сказанно выше, обязуется начиная с 2009 года в течении 30 лет поставлять в Китай ежегодно 30 миллиардов кубометров газа. Как при таком раскладе туркменская сторона собирается выполнять обязательства перед «Газпромом» совершенно не понятно.
Эксперты уже давно высказывали сомнения по поводу того, что добываемого в Туркмении газа хватит на Россию и Китай одновременно. Однако Курбангулы Бердымухамедов заявил: «Буквально в последние дни мы получили доказательства наличия огромных запасов природного газа и можем гарантировать поставки определенного соглашением объема газа”.
Правда, эти доказательства кроме самого Бердымухамедова никто не видел. Зато уже давно идут разговоры, что покойный деспот Туркменбаши умудрился трижды продать один и тот же природный газ – Западу, Китаю и “Газпрому”. Похоже, эти раззговоры куда ближе к истине, чем так называемые доказательства Бердымухамедова.
А раз так, то борьба за туркменский газ еще только в самом начале. Причем “Газпром” в очереди соискателей успеха явно на последнем месте.