Турция намерена реабилитировать турецко-армянские протоколы?

Турецко-армянские протоколы вернулись в парламент Турции по требованию официальной Анкары.

Как сообщает AZE.az, эксперты связывают возвращение турецко-армянских протоколов в парламент Турции с мощным давлением, оказанным на премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана со стороны Администрации США в рамках 66-й сессии Генассамблеи ООН.

Комментируя этот шаг, Эрдоган заявил, что турецко-армянские вернутся в парламент. В Армении не верят в искренность намерений Турции, называя шаг официальной Анкары “трюком”.

Напомним, что 24 августа турецко-армянские протоколы были сняты с повестки парламента Турции, однако вернулись уже в сентябре. Правительство Турции решило восстановить 171 международный договор и 166 соглашений, в число которых вошли и протоколы.

Протоколы о намерениях Еревана и Анкары установить дипломатические отношения были подписаны в Цюрихе два года назад под давлением США и при участии России. Они стали финалом так называемой “футбольной дипломатии” президентов Сержа Саргсяна и Абдуллы Гюля. Однако после категорического протеста официального Баку Турция умерела свой пыл в отношениях со страной-оккупантом, захватившим территории Азербайджана, который Турция называет “братским государством”.

О политической причине последнего на сегодняшний день шага турецких властей “Кавказскому узлу” рассказал руководитель “Аналитического центра глобализации и регионального развития” Степан Григорян.

По его словам, недавнее решение парламента Турции об изъятии из повестки дня подписанных в октябре 2009 года армяно-турецких протоколов было обусловлено чисто технической процедурой, предполагающей отзыв документов по истечении определенного срока, предусмотренного законом о регламенте турецкого парламента.

“Однако здесь есть еще и политическая компонента, которая является куда более важной. Дело в том, что Турция не ожидала столь негативной реакции международного сообщества на ее позицию. В частности, международное сообщество связало факт нератификации протоколов именно с позицией Турции. В международном сообществе это мнение четко устоялось. Турция же, понимая, что она набирает отрицательные очки, которые могут неблагоприятно сказаться на фоне других ее проблем, решила техническую задачу по возвращению протоколов в повестку дня парламента. Однако это не означает, что протоколы будут ратифицированы”, – заключил Григорян.

Армяно-турецкая граница это точка важнейших геополитических разломов. К указанной границе сходятся несколько важных плоскостей. В связи с этим, решение парламента Турции вернуть протоколы в повестку дня означает одно – открыть закрытое направление, ибо игра возобновлена.

Директор института Кавказ Александр Искандарян считает, что в основе возвращения документов в парламент Турции лежат причины технического характера. “И отзыв, и возвращение протоколов в повестку дня парламента имеют чисто техническую причину”,- заявил Искандарян корреспонденту “Кавказского узла”.

Бывший главный советник президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян заявил, что вопрос армяно-турецкой границы и все шаги, относящиеся к открытию границы, в том числе и протоколы, есть важнейший вопрос современных международных отношений.

“Армяно-турецкая граница это точка важнейших геополитических разломов. К указанной границе сходятся несколько важных плоскостей. В связи с этим, решение парламента Турции вернуть протоколы в повестку дня означает одно – открыть закрытое направление, ибо игра возобновлена”, – сказал Манучарян.

Пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов охарактеризовал возврат протоколов в турецкий парламент как “трюк”.

“Это дешевый трюк со стороны политической элиты Турции, поскольку международное сообщество ожидает от Турции совсем другого, а именно – не просто возвращения протоколов в парламент, а их ратификации, что в свою очередь будет означать выполнение взятых на себя обязательств. Поскольку Турция всего лишь вернула протоколы в парламент, но пока не ратифицировала их, о прогрессе и речи быть не может”, – констатировал Шармазанов.

По его словам, позиция армянской стороны предельно ясна: пока турецкий парламент не ратифицирует протоколы, Армения также этого не сделает.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Анна Глазова так прокомментировала “Голосу России” возвращение турецко-армянских протоколов в повестку парламента Турции:

“Сложилась парадоксальная ситуация: обязательства Турции перед стратегическим союзником в регионе вошли в противоречие с ее внешнеполитическими интересами. Как следствие, Турция на данный момент не только не обнулила проблемы с соседней Арменией, но и обострила отношения с Азербайджаном. Кроме того, это привело к обострению ситуации вокруг Нагорного Карабаха.

Складывается такое впечатление, что в нормализации армяно-турецких отношений заинтересованы не столько непосредственные участники процесса, хотя и они, безусловно, тоже, но в наибольшей степени – третьи страны. В частности – администрация США. И мне кажется, что это связано с тем, что Белому дому крайне важно, особенно в нынешней ситуации, вывести Армению из геополитической изоляции и включить ее в орбиту экономического и политического сотрудничества с Западом”.