У Ирана нет денег? Азербайджан поможет!

Международный транспортный коридор Север-Юг долгое время незаслуженно оставался без должного внимания. Этот коридор позволит соединить Иран, Афганистан и страны региона Персидского залива через Азербайджан с Европой и значительно повысить доходы как названных стран, так и Азербайджана.

Как передает AZE.az,  сколько  лет стоит на повестке вопрос строительства железной дороги в рамках коридора Север-Юг, но с места он так и не может сдвинуться. Казалось бы, вопрос не раз обсуждался и в трехстороннем порядке (Азербайджан, Иран, Россия), и в двустороннем порядке (Азербайджан-Иран, Азербайджан-Россия и Иран-Россия), но толку все нет. Помнится, вопрос этот поднимался и в ходе прошлогоднего визита в Баку президента Ирана Хасана Роухани, после чего двусторонние ирано-азербайджанские переговоры активизировались. Об этом пишет Haqqin.

Но даже такая активизация переговорного процесса не смогла привести к началу строительных работ. И это кажется особенно странным на фоне тех экономических дивидендов, которые сулит реализация данного проекта. С чем же это связано, что может мешать реализации проекта, если политические и экономические интересы стран-участниц проекта (Иран, Азербайджан, Россия) совпадают? Ведь и строить-то надо всего чуть более полтораста километров дороги. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: достаточно было бы строить в год по два километра дороги, чтобы уже сдать этот участок в эксплуатацию.  

Но, причина оказалась банально простой. Как выяснилось, у иранской стороны, оказывается, просто нет денег на проведение этих работ. Это стало известно на прошлой неделе со слов председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавида Гурбанова.

И по словам Дж.Гурбанова, Азербайджан поможет Ирану найти средства на строительство железной дороги. Вернее, две страны договорились о совместном поиске финансирования для строительства железной дороги Решт-Астара. Отметим, что впервые этот вопрос был поднят в рамках визита в Азербайджан президента Роухани. Хотя отсутствие средств у Ирана, тратящего миллиарды долларов на вооружение и ведение боевых операций за пределами свой страны, кажется странным, но теперь Баку откликнулся на призыв Тегерана о помощи.

Как видно, все разговоры до сих пор велись впустую, стороны просто констатировали заинтересованность в проекте, и не более. Хотя в рамках реализации проекта Север-Юг соединение железных дорог Азербайджана и Ирана играло важнейшую роль. Железная дорога Север-Юг призвана соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, и на этом маршруте почти все было изначально готово к задействованию. Оставалось лишь соединить Астару (Иран) и Астару (Азербайджан), а дальше построить новую дорогу Астара (Иран)-Решт-Газвин. Участок Газвин-Решт иранская сторона уже почти построила, но вот Решт-Астара (Иран) еще ждет своего решения из-за отсутствия средств (так во всяком случае утверждает иранская сторона). Ну, а с 150-километровой дырой говорить о коридоре Север-Юг не стоит.

Это обстоятельство, видимо, и вынудило азербайджанскую сторону пойти навстречу Тегерану. Для Баку финансирование строительства 8-километрового участка дороги на своей территории и совместного строительства 100-метрового пограничного моста не представляет большой трудности.  А протяженность иранского участка железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан) составляет два километра, и в соответствии с договоренностью, его строительством займется иранская сторона, как и продолжением его до Решта.

Международный транспортный коридор Север-Юг долгое время незаслуженно оставался без должного внимания. Этот коридор позволит соединить Иран, Афганистан и страны региона Персидского залива через Азербайджан с Европой и значительно повысить доходы как названных стран, так и Азербайджана. С запуском этого проекта на полную мощность (выше 15 млн. тонн груза) может принести большие доходы, в связи с чем для Баку он является одним из главных приоритетов.

Иранская сторона также проявляет достаточно высокий интерес к этому проекту. Но задержки с реализацией проекта заставляют ее искать новые альтернативы. Так, глава отдела международных перевозок иранской государственной железнодорожной компании Аббас Назари отметил, что двусторонняя рабочая группа по анализу текущей ситуации и согласования позиций по железнодорожному проекту Север-Юг рассмотрит вариант нового маршрута грузовых перевозок в рамках проекта. И обсуждение этого вопроса станет одной из важных задач рабочей группы.

По его словам, в Иране действует железная дорога из региона Персидского залива до порта Амирабад на Каспии. Оттуда поезда будут переправляться на пароме в порт Баку, после чего вновь по железной дороге будут отправляться в Россию и Грузию. Причем этот маршрут уже согласован на уровне глав железных дорог Ирана и Азербайджана.

Такая инициатива иранской стороны свидетельствует о ее желании поскорее наладить железнодорожное сообщение Север-Юг. Это действительно какой-то выход из затянувшейся надолго истории, ведь каждому известно, насколько грузоперевозки автомобильным транспортом обходятся дороже железнодорожного. Открытие же железнодорожного сообщения позволит не только удешевить эти перевозки, но и привлечь к этому маршруту миллионы тонн новых грузов.