Ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау: «У низких стабильных цен на нефть есть преимущество. Это может запустить более здоровый механизм роста».
Как передает AZE.az, экономики России и Азербайджана переживают схожие проблемы, вызванные падением цен на нефть. Некоторые меры, которые принимают власти, тоже оказались аналогичными. Так, выступая на 15-м съезде партии «Единая Россия» в минувшие выходные в Москве, лидер партии, премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал сократить на 10% численность служащих государственного аппарата.
Громоздкость госаппарата остается актуальной проблемой и в Азербайджане, отмечала бакинская пресса. Президент Ильхам Алиев на заседании правительства в декабре также обратил внимание на излишне разветвленную сеть госструктур, часть из которых попросту дублирует друг друга. Как сообщило агентство Sputnik со ссылкой на бывшего заместителя министра экономики республики Октая Ахвердиева, в многочисленных органах управления Азербайджана тоже постепенно готовится сокращение.
Впрочем, экономисты предупреждают, что само по себе сокращение не должно быть самоцелью. Как заявил порталу «Москва – Баку» в кулуарах съезда «Единой России» ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау, главной целью должно стать повышение эффективности остающихся чиновников.
«У нас все расходы сокращаются на 10 процентов, так что в этом нет ничего необычного. Можно сокращать расходы до любого размера, главное – это эффективность госаппарата. Расходы и численность аппарата – лишь один из вопросов. Они могут быть любыми, секвестр без повышения качества уже неэффективен. На управляемости это прямо не отражается, – признал Владимир Мау. – Нужен набор институциональных мер, который сейчас активно обсуждается и который должен привести к улучшению эффективности государственного управления».
Сам по себе кризис Владимира Мау отнюдь не пугает. Наоборот, по его словам, отсутствие кризиса в стране приводит к разрушению экономики в целом. «Когда в стране нет кризиса, это печально для экономического развития, потому что современное экономическое развитие, современный экономический рост последние 200-250 лет предполагает кризисы. Чем динамичнее и эффективнее рост на докризисной фазе, тем сложнее бывает во время кризиса. Длительное отсутствие кризиса в Советском Союзе привело к тому, что экономика страны рухнула. Поэтому кризис – это нормальный элемент экономической динамики. Например, до 19 века не было экономического кризиса, но и не было экономического роста», – рассуждает экономист.
Владимир Мау отмечает, что нынешний кризис – это сочетание двух типов кризиса. «Во-первых, это структурный кризис, кризис предыдущей модели экономического роста. Обычно через 15-20 лет модели экономического роста сталкиваются с тем, что резервы предыдущего роста оказываются исчерпанными, и возникает новая модель управления. Второй источник кризиса связан с внешними «шоками»», – пояснил Мау, имея в виду падение цен на нефть.
Сейчас властям необходимо решить две задачи – остановить спад экономики и запустить новые механизмы роста, – это, по мнению Владимира Мау, самая сложная задача.
«Рост цен на нефть, приток иностранной валюты привел к укреплению рубля, что тормозило экономику. Центробанк должен был покупать валюту и эмитировать рубли. У низких стабильных цен на нефть есть преимущество. Это может запустить более здоровый механизм роста. Если у нас низкая инфляция, то и более низкие процентные ставки и доступные кредиты. Соответственно, начинают развиваться отрасли, не связанные с сырьем. И тогда запускается экономический рост», – отмечает Владимир Мау.