Сильный Иран с растущей экономикой отвечает и российским, и китайским стратегическим интересам в регионе.
Как передает AZE.az, "для России и Китая ядерная сделка с Ираном – возможность консолидировать их собственное ближневосточное влияние в ущерб Америке", – указывает Артур Херман в The Wall Street Journal.
"Формирование оси Москва-Пекин-Тегеран теперь почти неизбежно. И это крупнейшее изменение в расстановке сил на Ближнем Востоке со времен Суэцкого кризиса 1956 года", – говорится в статье.
"Эта новая ось ни для кого не станет сюрпризом. Россия и Китай почти с самого начала во многом содействовали Ирану в его стремлении создать ядерное оружие – в частности, Россия построила ядерный комплекс в Бушере, а Китай предоставил Тегерану ключевые компоненты для работы центрифуг", – отмечает журналист.
Напомнив, что "Россия и Китай резко критиковали режим санкций в целом", Херман указывает: "Скоро Пекин и Москва увидят, как Совбез отбросит политику, которую они порицали. Обе страны готовы извлечь из этой возможности максимальные преимущества. В постсанкционную эпоху они станут важными участниками оживления иранской экономики – в сферах от информационных технологий до разработки нефтяных и газовых месторождений".
После того как Ирану снова разрешат покупать неядерное оружие и предоставят доступ к замороженным ранее денежным средствам (порядка 100 млрд долларов), "можно ожидать, что в Тегеране откроется внушительный оружейный базар, главные прилавки которого займут Россия и Китай", полагает автор.
"И наконец, что важнее всего, сильный Иран с растущей экономикой отвечает и российским, и китайским стратегическим интересам в регионе. В случае России это иранская поддержка Башара Асада, который будет содействовать росту российского присутствия на востоке Средиземного моря, в то время как американских сил там почти не осталось.
А в случае Китая – присоединение Ирана к его списку стратегических партнеров, расширение военного сотрудничества (военно-морские силы двух стран провели первые в истории совместные учения в сентябре 2014 года), вступление Ирана в ШОС (к которой не разрешено присоединяться странам, находящимися под санкциями ООН)", – рассуждает Херман.
"Как бы нынешняя сделка ни подействовала на иранскую ядерную программу, ее геополитические последствия будут огромными. Формирование оси Москва-Пекин-Тегеран и рост российского и китайского влияния на Ближнем Востоке ускорят закат Америки как сторонней силы, доминирующей в этом регионе, – подытоживает автор. – Последствий этого никто не может предсказать, но все должны опасаться".