Украина уже решила, что будет строить свой СПГ-терминал. Теперь пытается понять, каковы ее шансы стать транзитным государством и для поставок сжиженного газа в Европу.
Уже в текущем году мировой спрос на сжиженный природный газ может возрасти на 20%. Украина решила, что будет строить свой СПГ-терминал. Теперь пытается понять, каковы ее шансы стать транзитным государством и для поставок сжиженного газа в Европу, сообщает AZE.az со ссылкой на украинские СМИ.
Совсем недавно это удалось сделать Румынии в рамках проекта AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnection). В рамках проекта Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия планируют поставлять азербайджанский газ в грузинский прибрежный город Кулеви, там сжижать его и танкерами доставлять в румынский порт Констанца. Здесь СПГ будет проходить регазификацию и по трубам подаваться дальше в Европу.
Правда, пока AGRI находится лишь в начале реализации. Киев намерен присоединиться к проекту, что открыло бы еще один путь для поставок прикаспийского газа в ЕС. К счастью для Украины, ее интерес в данном вопросе вполне совпадает с заинтересованностью стран – «добытчиков» газа. И Азербайджан, и Казахстан за то, чтобы использовать максимальное количество маршрутов поставок добываемого ими топлива в Европу.
Правда, все мощности Азербайджана по добыче газа уже распределены. Баку продает газ России, поставляет его для трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум, теперь же к этим двум направлениям прибавятся поставки через терминал в Грузии в Румынию. «Но если Украина предложит нам участвовать в наполнении терминала, и условия этого участия будут экономически выгодными для нашего государства, это может быть возможным», — рассказал собеседник из правительства Азербайджана. Точно так же обстоят дела и с поставками из Казахстана.
Впрочем, сложности могут возникнуть не со стороны партнеров, а со стороны самого Киева. По крайней мере, украинские эксперты довольно скептически относятся к перспективам строительства терминала.
«Я не верю в способность нашего государства построить объект стоимостью $5 млрд. Мы не можем построить стадион и гостиницы, а здесь речь идет о сложном технологическом объекте, связанном с поставщиками газа, инфраструктурой, транспортом», — рассуждает, к примеру, Сергей Куюн, директор консалтинговой группы А-95. — Объекты такого уровня в независимой Украине можно пересчитать по пальцам одной руки. Но в устах чиновников это звучит так, как будто речь идет о строительстве пивного киоска”. По его мнению, аргумент строительства СПГ-терминала нужен украинскому Минтопэнерго с одной целью – усилить свою позицию в разговоре с россиянами и выторговать лучшие условия по цене на газ и по проектам взаимодействия в нефтегазовой сфере в целом, к примеру, на переговорах по объединению «Нафтогаза» и «Газпрома».