Украинские СМИ активно комментируют активизацию усилий по строительству проекта Nabucco.
Как отмечает украинское издание «День», «головной болью» украинской власти был российский проект газопровода «Южный поток», сообщает AZE.az.
Без устали президент, премьер и украинские чиновники от энергетики доказывали, больше самим себе, что нет необходимости тратить огромные деньги на прокладку трубы вдоль турецкого побережья, а, наоборот, в гораздо меньших размерах потратить их на реконструкцию украинской ГТС, отмечает издание.
Тем временем из Москвы все время уверяли весь мир, что европейскому проекту Nabucco ничего не светит, так как для него нет ресурсной базы. А вот у «Южного потока» такой проблемы нет.
Однако, отмечает издание, оказалось, что почти неосуществимый (по версии Москвы) проект Nabucco обрел второе дыхание. Впрочем, как следует из интервью посла Венгрии в Украине Михаля Баера, практически все организационные и финансовые вопросы реализации Nabucco решены.
Несколько дней назад состоялся визит главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и комиссара по энергетическим вопросам Гюнтера Эттингера в Азербайджан и Туркменистан. В этих столицах с главами государств обсуждались вопросы поставок газа для проекта Nabucco. Судя по всему, переговоры в Баку прошли весьма успешно и завершились подписанием двух важных документов: совместной декларации «ЕС — Азербайджан: партнерство для модернизации», которая поддерживает политические и экономические реформы в Азербайджане, а также декларации о создании Южного коридора.
Второй документ — фактически политическая поддержка проекта Nabucco и строительства транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном. Эта перемычка позволит в обозримом будущем ежегодно получать из каспийского бассейна более 30 млрд. куб. м газа, отмечает украинское издание.
Подписанные документы стали своеобразным ответом Владимиру Путину, который недавно заявил в иранской газете Tehran Times: «Основная проблема Nabucco – отсутствие гарантированных объемов поставляемого сырья и источников заполнения этой системы. Россия ничего не будет поставлять по этому газопроводу, иранские месторождения еще не исследованы, а азербайджанские объемы сырья малы. Более того, Азербайджан подписал контракт о поставках с Россией».
Такое заявление российского премьера полностью противоречит тому, что сказал в интервью газете «День» президент Азербайджана Ильхам Алиев («День» №195, 27 октября 2010): «Должен сказать, что доказанные запасы газа в Азербайджане составляет 2 трлн. куб. м. А реальные, как мы их называем, основываясь на прогнозах наших геологов, — около 5 трлн. куб. м. Мы можем за короткое время нарастить добычу газа до 40-ка либо даже 50-ти млрд. куб. м».
О том, что у Азербайджана газ для экспорта есть, подтверждается и планами строительства нового экспортного газопровода. Об этом в конце прошлого года заявил президент компании BР Azerbaijan Рашид Джаваншир. По его словам, новый газопровод потребуется для прокачки дополнительных 16 млрд. куб. м газа в год в рамках проекта «Шах-Дениз-2». Его протяженность составит 400 км. При этом он добавил, что суммарный объем экспорта газа в рамках полномасштабной разработки этого крупного морского газоконденсатного месторождения составит 24 млрд. куб. м в год.
Кстати, этот газопровод будет предназначен не только для экспорта собственного газа Азербайджана, а прокачки около 40 млрд. куб. м туркменского газа в Европу. Решение Баку вполне понятно, так как существующая инфраструктура Азербайджана не рассчитана на прокачку столь больших объемов с учетом возрастающего спроса на азербайджанский газ в Греции, Италии, Болгарии и других странах. Недавно Дамаск и Баку подписали окончательное соглашение о технических деталях покупки азербайджанского газа. Заместитель министра нефти Сирии Гасан Зейнаб заявил, что уже в следующем году его страна начнет импортировать около 3,5 млн. куб. м газа в сутки (1,3 млрд. куб. м в год) из Азербайджана. По словам Гасана Зейнаба, ожидается, что импорт газа начнется с конца 2011 года после завершения строительства трубопровода между Сирией и Турцией, с помощью которого будут осуществляться поставки.
Если бы дело было только в газопроводе Nabucco. На самом деле речь идет о Южном энергетическом коридоре. Он включает в себя три проекта: газопровод Nabucco (Азербайджан — Турция — Австрия), ТGI (Турция — Греция — Италия) и ТАР (Трансадриатический газопровод). Таким образом, налицо устойчивая тенденция строительства нескольких газопроводов для поставок газа в Европу и не следует «зацикливаться» на российском «Южном потоке», пишет украинское издание.