Уорлик: основу урегулирования конфликта должны составлять 3 принципа и 6 элементов

Минская группа (МГ) ОБСЕ призывает  Азербайджан и Армению содействовать мерам  по укреплению доверия, заявил накануне сопредседатель МГ от США Джеймс Уорлик.

Как передает AZE.az, сопредседатель Минской группы ОБСЕ в интервью «Медиамакс» заявил, что посредники заинтересованы в принятии любых шагов, которые могут помочь создать доверие и  сблизить людей.

Сопредседатель выразил крайнюю обеспокоенность   ростом насилия на линии соприкосновения.

«В прошлом году было зафиксировано 60 жертв. Уже в январе этого года у нас было 12 [жертв]. Если такая динамика сохранится, число жертв превзойдет показатель прошедшего года. Это серьезно, и мы очень озабочены подобным ростом насилия, поскольку это подрывает мирный процесс и возможность работать в направлении мирного урегулирования. Таким образом, одним из главных мессиджей, который сопредседатели привезли в регион, является следующий: что нам следует сделать для снижения напряженности?», – отметил посредник.

По его словам,  когда встречаются главы Азербайджана и Армении,  они  ведут разумные, хорошие разговоры о поисках дальнейшего пути.

«Не все решается, но мы видим на этих встречах лучшее понимание позиций друг друга; даже если они не достигают соглашения, создается хорошая атмосфера для решения вопросов. На парижской встрече лидеры договорились продолжить диалог. На самом деле, они сказали, что интенсифицируют диалог, но вмешались обстоятельства. Возросла напряженность на линии соприкосновения, увеличилось число жертв, произошла трагедия с вертолетом. Все это затруднило новую встречу президентов. Поэтому сейчас одной из наших целей является поиск возможности для возвращения их за стол переговоров. Я знаю, что президенты хотят этого. Мы говорили  16 февраля  с президентом Алиевым, и он сказал, что он будет приветствовать возможность встречи с президентом Саргсяном. Я надеюсь и ожидаю, что армянский президент скажет то же самое», –  сказал Уорлик.

«Однако как бы хорошо ни проходили встречи президентов, этого недостаточно. Вы не можете ожидать, что подобный сложный конфликт, длящийся более двадцати лет, будет урегулирован благодаря периодическим встречам двух президентов, даже если они будут проходить идеально. Мы хотим, чтобы велись реальные переговоры, мы хотим интенсификации процесса. Решение не зависит лишь от президентов. Давайте попробуем свести стороны вместе для разговора, и мы можем начать с легких вопросов. Может, не будем начинать с проблем статуса, коридора и всех этих сложных вопросов, требующих решения на высшем уровне. Но мы можем обсудить множество других вопросов. Это могут быть телекоммуникации, инфраструктуры, другие вопросы».

«Но нам не нужны встречи ради встреч, и я думаю, что оба президента подтвердят это. Мы должны подготовиться к ней. Работа посредников заключается именно в этом, подготовить тот круг вопросов, которые президенты смогут обсудить. Когда президенты встречаются, они могут говорить о чем угодно, но желательно, чтобы у нас была повестка, очерченный круг вопросов для дискуссий. Мы желаем, чтобы президенты встретились и сфокусировались конкретно на этих вопросах. Думаю, не существует причин, по которым у нас не может быть встречи в ближайшем будущем, но это зависит от лидеров. Я не могу предсказывать, состоится ли она на следующей неделе, в следующем месяце или через полгода. Но оба лидера в Париже подтвердили свое желание активизировать диалог. Президент Алиев сказал, что он приветствует идею встречи с президентом Саргсяном и попросил сопредседателей подготовить ее, и я думаю, что мы поднимем этот вопрос в ходе встречи с армянским президентом», – сказал Уорлик.

«Факт в том, что стороны и президенты осознают, что нужно для разрешения конфликта переговорным путем. И я думаю, что народы двух стран также знают это. У нас есть 3 принципа и 6 элементов, которые являются основой для урегулирования. Обе стороны знают это, и именно об этом мы говорим в ходе наших встреч. Мы дали условное название всем этим вопросам – «всеобъемлющее соглашение» или «всеобъемлющие переговоры». Люди могут спросить, что это означает? Означает то, что означает. Вы можете слышать как Баку делает призывы к всеобъемлющим переговорам, и сопредседатели также используют эту терминологию. Но мы также имеем в виду, что вы не можете выделить какой-то один принцип или элемент. Всеобъемлющее урегулирование означает, что соглашение должно базироваться на всех согласованных элементах и принципах», –  заявил сопредседатель МГ ОБСЕ.

«Вы спросили о роли сопредседателей и Минской группы ОБСЕ. Факт заключается в том, что сопредседательство Минской группы ОБСЕ является согласованным и принятым сторонами форматом переговоров. Я понимаю существующее разочарование. Обе стороны заплатили очень высокую цену из-за этого конфликта, и я понимаю, почему с обеих сторон мы чувствуем разочарование. Однако я считаю, что Ереван и Баку признают формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Мы являемся посредниками, работаем под эгидой ОБСЕ, наше посредничество осуществляется по просьбе и по согласию вовлеченных  в конфликт сторон. Я не утверждаю, что так должно будет длиться вечно. Если стороны в будущем не будут нуждаться в нашей посреднической миссии, если можно будет достичь мира иным путем, мы будем только приветствовать это. Но наша цель – достичь мирного урегулирования конфликта посредством переговоров.  Согласие на формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ дали обе стороны», отметил он.  

По словам Уорлика,  необходимо   предпринять любые шаги, которые могут помочь создать доверие, сблизить людей. «Безусловно, есть проблемы, которые обсуждаются и решаются только на уровне правительств, и мы очень желаем увидеть прогресс в решении этих вопросов, однако есть и вопросы, которые выходят за рамки этих границ. Мы приветствуем возможности коммуникации и встреч между армянами и азербайджанцами. Вы не спросили о предстоящих так называемых Олимпийских играх в Баку, но мы надеемся, что армянские спортсмены смогут принять в них участие, поскольку мы верим, что подобное общение полезно» – сказал он.