Президент Ирана Хасан Рухани во время встречи в Тегеране с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что к концу 2016 года Иран и Азербайджан объединят железные дороги, и они станут частью коридора Север-Юг.
Как сообщает AZE.az, заявление Рухани может «девальвировать» армяно-иранскую железную дорогу, пишет издание «Лрагир». Если Азербайджан объединит свои железные дороги с Ираном, то после пуска в эксплуатацию дороги Карс-Ахалкалак-Баку поезда из Ирана могут добраться до Черного моря. Тогда оценивающаяся в 3,2 млрд. долларов армяно-иранская железная дорога может утерять для Тегерана смысл, если таковой был.
Ранее Тегеран заявил, что если Армения проложит свою часть, то Иран готов довести свои дороги до границы Армении – от Джуги до Мегри. Это небольшой отрезок, а вот Армении нужно строить дорогу от Мегри до Ерасха, через сложную пересеченную местность. Эта дорога, безусловно, могла бы сыграть важную роль для Армении. Но для Ирана она не столь важна, иначе Тегеран сам бы ее проложил.
На уровне заявлений иранская и армянская стороны продолжают обсуждать проект. На днях посол Ирана заявил, что скоро в Армению прибудет рабочая оценочная группа. Хотя вряд ли она даст положительное заключение.
И дело не в том, что излишняя зависимость Армении от России изначально ставит под сомнение целесообразность каких бы то ни было инвестиций. Хотя Россия использует этот рычаг, чтобы провалить проекты, как, например, в случае с АЭС, отмечает издание.
Вопрос в том, что Армения не предлагает взаимовыгодных проектов и идей. В этом смысле не стоит говорить о том, что Баку отнимает у Еревана железную дорогу. Ж/д Иран-Азербайджан не конкурент дороге Иран-Армения, они несравнимы, поскольку азербайджанский проект требует гораздо меньше инвестиций. Баку не отнимает «долю» Армении. Просто Армения не определила свою долю. Не стоит в отношениях с Ираном иметь завышенные ожидания, пишет автор.