Узеир Джафаров: США намерены взять под свой контроль регион Южного Кавказа

"США, после использования в своих целях территории Турции, постараются навязать свое присутствие Грузии, вслед за которой эта проблема коснется и Азербайджана", заявил военный эксперт Узеир Джафаров.

Как передает AZE.az, военный эксперт Узеир Джафаров заявил SalamNews, что размещение радара ПРО на территории Турции вызывает большие опасения у России, и она обязательно продемонстрирует свое недовольство, однако это никак не повлияет на решение НАТО.

– Какие последствия может за собой повлечь размещение объектов ПРО НАТО на территории Турции?

– Это шаг, направленный против России после ее отказа, и в первую очередь, США, в совместном использовании Габалинской РЛС. Повлияла также позиция азербайджанской стороны, заключившей (пока в устной форме) “джентельменское соглашение” с Россией по Габалинской РЛС. Не исключено, что в ближайшее время вопрос может решиться и в юридической плоскости. Это стало очевидным после того как министр обороны России в ходе визита в Азербайджан посетил Габалинскую РЛС, а позже состоялся ответный визит в Москву азербайджанского министра обороны. Не исключено, что в планы США входило размещение системы противоракетной обороны в Азербайджане и в Грузии. Но, с учетом определенных нюансов политической ситуации в Грузии, США и НАТО, не откладывая эту задачу в долгий ящик, решили установить систему ПРО на территории Турции. Вне всякого сомнения, первоочередной задачей системы будет контроль над территорией России и ее союзников.

Несмотря на то, что стороны делают дипломатические заявления относительно того, что якобы между Россией и НАТО нет никаких разногласий по стратегическим вопросам, они остаются каждая при своих интересах и предпринимают определенные шаги, направленные на укрепление собственной безопасности и системы противоракетной обороны. Я полагаю, что вслед за Турцией альянс, возможно, уже в следующем году или года через три, заговорит о размещении систем противоракетной обороны и на территории Грузии. И вероятнее всего, проблема решится в плоскости взаимного согласия.

– Какой будет при таком раскладе позиция Израиля?

– Вопрос размещения фактически решен и позиция Израиля не будет играть значительной роли. У Израиля свое видение этого вопроса, у России свое. То же можно сказать об Альянсе, у которого имеются конкретные задачи, определенные стратегией, принятой несколько лет назад. Сегодня эти планы успешно осуществляются.

К примеру, мы все помним историю размещения этой системы в Польше и Чехии, вокруг которой было поднято много шума, хотя в результате вопрос разрешился мирным путем.

Что касается нынешнего положения дел, то я не думаю, что Израиль в состоянии оказать какое-либо воздействие на решение альянса. Если даже будут предприняты конкретные шаги со стороны Израиля, они будут расценены как вмешательство во внутренние дела и стратегические планы НАТО.

– Могут ли углубиться противоречия между Россией и НАТО?

– Я бы не сказал, они и без того находятся на достаточно напряженном уровне. Это очевидно по высказываниям представителя РФ в НАТО Дмитрия Рогозина, не всегда соответствующим общепринятым дипломатическим нормам.

В большинстве случаев НАТО терпеливо относится к заявлениям российского дипломата, хотя иногда реагирует на них и дает понять российским политическим кругам, что на сегодняшний день является самой мощной военно-политической силой в мире. Размещение радара ПРО на территории Турции вызывает большие опасения у России, и она обязательно продемонстрирует свое недовольство, однако это никак не повлияет на решение НАТО.

– Считаете ли Вы, что размещение ПРО нацелено против Ирана и его ядерной программы?

– Можно назвать десятки версий, которые могли спровоцировать это событие. И этот вариант также нельзя исключить, особенно если вспомнить, что время от времени озвучивались конкретные сроки нападения США на Иран. Сегодня ясно, что размещение ПРО преследует конкретную задачу – в интересах США контролировать территорию Ирана и быть в готовности в случае возникновения напряженности, связанной с реализацией иранской ядерной программы.

– Контроль над всем Каспийским регионом также входит в планы США?

– Буквально несколько дней назад Пентагон выделил 44 миллиона долларов для всего региона, из которых 10 миллионов – Азербайджану. Было заявлено о том, что эти средства будут направлены на закупку военного оборудования, быстроходных катеров и в целом на усиление безопасности в Каспийском бассейне. Я думаю, что эта инициатива Запада является звеном одной цепи. Несколько лет тому назад американцы уже оказывали финансовую помощь военно-морским силам Министерства обороны Азербайджана и Государственной пограничной службе, но после того, как наша страна сделала встречные шаги в сторону России и ее союзников, американцы перестали оказывать материальную помощь Азербайджану. Поэтому решение Пентагона о предоставлении 10 миллионов долларов нашей стране говорит о том, что США имеют твердое намерение присутствовать в нашем регионе, несмотря на то, что политическое и военное руководство России активно сопротивляется этому. Не остаются в стороне и наши южные соседи – иранцы, которые неоднократно заявляли протесты против присутствия в регионе стран, не входящих в него. Безусловно, подобные заявления Ирана направлены в первую очередь против США.

Тем не менее, повторюсь, США после использования в своих целях территории Турции, постараются навязать свое присутствие Грузии, вслед за которой эта проблема коснется и Азербайджана.