В настоящее время в столице «любимого форпоста России» испытывают беспокойство в связи с наметившимся «потеплением» между Москвой и Анкарой.
Как сообщает AZE.az, в Армении продолжают искать решение своих энергетических проблем, пишет Echo.az. После бушевавшего летом «Электромайдана» — протестов против решения правительства повысить тарифы на использование электроэнергии — увеличивать стоимость одного киловатта для населения слишком опасно, и в Ереване этого не понимают.
После тех протестов вопрос повышения тарифов был снят, сами «Электросети Армении», которые принадлежали РАО ЕЭС России, перепродали Самвелу Карапетяну — российскому предпринимателю армянского происхождения, владельцу группы «Ташир». Только вот предупреждение, озвученное еще накануне «Электромайдана» тогдашним главой ЭСА Бибиным: если тарифы не будут повышены, о бесперебойном обеспечении этой республики электроэнергией можно забыть.
Кроме того, Всемирный банк опубликовал свой прогноз: если не принять срочных мер, то уже в 2020 году Армения столкнется с дефицитом электроэнергии. А что такое «веерные отключения», в Армении еще не забыли. Словом, в Ереване ищут выхода. До последнего времени здесь рассчитывали на дешевый газ, поставлявшийся из России, но теперь это «окно возможностей» закрылось. Большие надежды возлагались на программу «малых ГЭС».
В самом деле, гор и горных рек в Армении хватает. Но, как оказалось, и здесь есть «подводные камни». Премьер-министр Армении Карен Карапетян поручил министру охраны природы и министру энергетических инфраструктур и природных ресурсов в сотрудничестве с Комиссией по регулированию общественных услуг (КРОУ) Республики Армения в 15-дневный срок представить Национальному водному совету предложения по ситуации в сфере предоставления разрешений по использованию водных ресурсов малых ГЭС и лицензий на их эксплуатацию, передает «Panorama.am».
«В частности, пересмотреть «Схему развития малых гидроэлектростанций», одобренную протокольным постановлением заседания правительства РА от 2009 года, представить предложения относительно целесообразности строительства малых ГЭС в бассейнах рек Ахурян, Дебед, Дзорагет, Азат, Арпа, Воротан и предоставления новых разрешений на использование водных ресурсов», — распорядился премьер.
Кроме того, глава правительства поручил представить новые предложения по вопросу применения новых механизмов ценообразования для малых ГЭС. «Я не уверен, что у нас есть ГЭС, эксплуатируемые уже 20 лет, однако мы должны понять тарифную политику в этой сфере», — сказал премьер, добавив: «Думаю, у нас есть возможные экологические проблемы на реках, где количество ГЭС выше допустимой нормы. Думаю, здесь имеются решения — в виде ограничения разрешений на использование водных ресурсов и пр.».
При этом Карен Карапетян от министерства энергетики ожидает, что проблем с обеспечением энергетической безопасности не возникнет. «Есть бассейны рек, где ГЭС распределены густо, и там у нас есть проблемы», — сказал премьер Карапетян.
Впрочем, значительная часть местного политического «бомонда» тут же высказала предположение: на самом деле программа малых ГЭС угрожает бизнес-интересам «Газпрома» в Армении. А нынешний премьер в свое время руководил его ереванской «дочкой». Рынок в Армении, конечно, крошечный, но когда «Газпром» выдавливают из Европы, приходится принимать во внимание и его. На этом фоне понятное внимание уделяется ядерной энергетике.
Беларусь выступила с предложением о сотрудничестве с Арменией в области мирного использования атомной энергии еще в 2012 г., а соответствующее соглашение было подписано в феврале сего года, заявил в парламенте Армении заместитель министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Арег Галстян.
Представив особенности и основные положения соглашения, замминистра подчеркнул, что стороны обязались не использовать передаваемые друг другу оборудование, материалы, технологии двойного назначения в деятельности, связанной со взрывными устройствами, не экспортировать их в третьи страны без письменного согласия второй стороны договора. Казалось бы, ничего не предвещало беды. Но тут депутат Теван Погосян поинтересовался у замминистра, нет ли опасений касательно возможности обмена Беларусью информации с другими странами, в частности, Азербайджаном, с учетом сложившихся между этими двумя государствами отношений.
В ответ А.Галстян сказал, что не видит угроз по части атомной энергетики, чтобы возникали такие проблемы, при которых предоставляемая информация могла использоваться в иных целях. Только вот удалось ли ему развеять опасения господина Погосяна, вопрос открытый.
Нет, дело не в бредовых заявлениях бывшего армянского премьера Багратяна, вдруг объявившего, что у его страны есть ядерное оружие. И даже не в выкладках экспертов, что ядерной бомбы у Армении быть не может, а вот «грязную бомбу» она вполне может создать — если, конечно, в системе контроля за радиоактивными материалами на Мецаморской АЭС зияют дыры.
Куда важнее другое. Формально Армения и Россия — союзники по ОДКБ. Но в Ереване прекрасно помнят, что во время апрельских боев входящие в ОДКБ Беларусь и Казахстан поддержали Азербайджан, а не Армению. А еще раньше настояли, чтобы Армения вступила в ОДКБ в своих международно признанных границах, то есть без Нагорного Карабаха. И самое страшное, Россия не попыталась устроить им «выкручивание рук».
В реальности в Москве опасались «бунта на корабле» и на фоне «крымнаша» не желали брать на себя ответственность еще и за агрессию против Азербайджана. Но в Армении раз за разом прокручивают в голове вопрос: а что, если все серьезнее? И Россия вообще сворачивает поддержку своего форпоста? Конечно, насколько эти опасения обоснованы, можно поспорить.
Невооруженным глазом заметно, что Москва и Ереван крепят боевое содружество. Армения и Россия начали масштабную программу модернизации основных боевых танков (ОБТ) Т-72, состоящих на вооружении ВС этой страны, продолжающей оккупацию 20% территории Азербайджана. Танки будут модернизироваться до уровня Т-72Б4, на котором выступали команды-участницы «Танкового биатлона», передает News.am.
Как сообщил габреляновским «Известиям» официальный представитель министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян, работы по совершенствованию танков уже начались. «Танки пройдут модернизацию до уровня биатлонной версии, то есть Т-72Б4, которая обладает улучшенными маневренными характеристиками и боевыми показателями, — заявил он. — При этом основные работы будут выполняться в Армении, что позволит армянской стороне сделать их менее затратными, а значит, модернизировать больше танков».
В корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ), которая является разработчиком и производителем танков Т-72Б4, от комментариев воздержались. От версии Т-72Б3, которая стоит на вооружении российской армии, биатлонное исполнение отличается полностью замененным навесным оборудованием и агрегатами. Армянские танки получат двигатель, мощность которого увеличена до 1130 л.с. без ущерба для ресурса, что стало возможным за счет усовершенствования системы охлаждения. Дополнительно Т-72Б4 оснащается новыми гусеницами со специальным узором, обеспечивающим наилучшее сцепление с грунтом, что делает машину более маневренной.
«Если сравнивать танк Т-72Б4 с Т-90, то биатлонная версия намного превосходит «девяностого» по подвижности за счет более мощного двигателя и меньшей массы. Также Б4 имеет более эффективную систему управления огнем, с увеличенной обзорностью и лучше приспособленную для ночных боевых действий за счет использования многоканального прицела, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. — В то же время Т-90 лучше защищен за счет изначально более толстой брони и располагает дистанционно управляемой пулеметной установкой командира, которая позволяет вести огонь, не высовываясь из люка».
Куда интереснее, однако, другое. «До контракта с Россией Армения планировала проводить модернизацию парка Т-72 совместно с польской компанией Bumar Labedy по программе PT-72U, — пояснил главный редактор интернет-проекта «Отвага-2004» Виталий Моисеев. — Контракт на модернизацию 84 танков, по некоторым данным, должен был обойтись Еревану в $100 млн.
Однако после участия в российском «Танковом биатлоне» армянские танкисты очень хорошо отзывались о модернизированной версии Т-72Б4, что, видимо, повлияло на выбор военного руководства страны». Впрочем, как отмечают эксперты, вряд ли на армянских специалистов произвел такое уж сильное впечатление продемонстрированный на «Танковом биатлоне» Т-72Б4.
Скорее тут сыграли роль финансовые соображения: за модернизацию своих танков совместно с польской компанией Bumar Labedy пришлось бы платить «живыми деньгами», а с Россией можно «договориться как с союзником». Так что, по всей видимости, речь идет об очередном «оружейном подарке», преподнесенном Москвой Еревану. Вкупе с «Искандерами», продемонстрированными немногим более месяца назад на параде в честь Дня независимости Армении, целевым кредитом на покупку оружия, предоставленным Ереваном, и т.д., получается весьма стройная картина, убедительно очерчивающая приоритеты России на Южном Кавказе.
Однако в столице «любимого форпоста России» испытывают беспокойство в связи с наметившимся «потеплением» между Москвой и Анкарой. «Угрозой в Сирии и на Ближнем Востоке становится Турция, и союзник Армении — Россия — неприкрыто поддерживает амбиции Турции, пытаясь противопоставить их американским интересам. Турция и Россия, видимо, хотят сохранить за собой право на прологнирование Карсского и Московского договоров.
Они знают, что американские планы не предусматривают действия этих договоров», — глубокомысленно рассуждает «Лрагир». Можно, конечно, напомнить, что Турция, в отличие от Армении, не оккупирует чужих земель, не проводит «этнических чисток» и не изображает на своем гербе гору, находящуюся на чужой территории. Однако важно другое: в Ереване, и не только в редакции «Лрагир», понимают, что в Москве — о ужас! — придают важное значение своим отношениям с Турцией и Азербайджаном.
И это не может не отразиться на Армении. Да тут еще выяснилось, что это самое «боевое содружество» имеет определенные границы. Как передает другое оппозиционное издание — «Аравот», 26 октября министерство обороны России заявило о начале тренировок объединенной системы ПВО стран СНГ, в которых участвует также авиация армянских вооруженных сил.
Как передает издание ArmRus.Info, на сайте российского оборонного ведомства отмечается, что в тренировке задействовано около 100 самолетов и вертолетов истребительной авиации вооруженных сил Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Однако на сайте минобороны Армении ни о каких совместных тренировках не сообщается, а пресс-секретарь МО Армении Арцрун Ованнисян в беседе с корреспондентом ArmRus.Info заявил, что если таких сообщений нет, то Армения в таких учениях просто-напросто не участвует.
Справедливости ради, на сайтах оборонных ведомств других стран СНГ тоже нет никакой информации об участии их подразделений в учениях ПВО. Но нет и опровержений, каковым по сути является заявление Ованнисяна. А тут уже не обойтись без неприятных вопросов: не получается ли так, что Армению, не имеющую надежного «территориального соприкосновения» с союзниками по ОДКБ, просто «вывели за скобки»?
И если так, то как тогда быть с широко разрекламированным соглашением о совместной российско-армянской группировке сил ПВО? Пресловутому «червячку страха» есть где разгуляться. Своим союзникам по ОДКБ в Армении уже не верят. Но страна находится в слишком сильной зависимости от России, чтобы всерьез думать о диверсификации своей внешней политики.