В Азербайджане будет проведена экспертиза останков 26 бакинских комиссаров

Цель экспертизы – установить, кому на самом деле принадлежат останки.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, в Азербайджане будет проведена экспертиза в целях идентификации останков 26 бакинских комиссаров.Отметим, что останки 23 человек 26 января были захоронены на городском кладбище с участием представителей духовенства и с соблюдением всем ритуалов.

Согласно фактам, известным нам из советской истории, останки принадлежат 26 Бакинским комиссарам.Как рассказал начальник Главного архивного управления, доктор исторических наук Атахан Пашаев, о судьбе этих людей, расстрелянных 20 сентября 1918 года в пустыне Агджагум в Туркменистане, почти два года не было никаких известий.

13 июня 1920 года Баксовет обратился к Ленину с просьбой перезахоронить комиссаров в Баку.

После этого президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета принял решение “О переносе и захоронении тел 26 Бакинских комиссаров”.

30 августа этого года секретарь президиума А.Енукидзе направил телеграмму председателю Баксовета, в которой сообщил, что тела комиссаров будут захоронены в Баку в дни проведения Съезда народов Востока.

Похороны прошли 10 сентября в нынешнем парке “Сахиль”.Могилы были вскрыты при участии ученых Национальной академии наук Азербайджана и специалистов Объединения судебно-медицинской экспертизы и паталогоанатомии Министерства здравоохранения республики.

Генеральный директор Объединения, проводящего судебно-медицинские и медико-криминалистические исследования, глава экспертной группы, доктор медицинских наук, профессор Шакир Мусаев раскрыл интересные факты.

После получения информации о том, что при проведении Исполнительной властью Баку реконструкции в парке “Сахиль” здесь были обнаружены человеческие останки, по указанию Министерства здравоохранения наши специалисты под моим руководством начали там исследования.

Мы начали экспертизу, соблюдая все правила.

Работая день и ночь, проведя судебно-медицинские и медико-криминалистические исследования, мы установили, что скелеты принадлежат 23 мужчинам европеоидной расы.

Возраст 11 из них в пределах 20-29 лет, 10 – 30-39 лет.

На первом этапе мы не смогли прийти к конкретному решению по оставшимся 2 скелетам.

Мы предполагали, что возраст умерших был выше 40 лет.

Однако при обследовании костей нижней челюсти скелетов было установлено, что возраст одного человека был выше 40 лет, а другого – в пределах 30-39 лет.Вместе с тем, в методике установлении возраста должны учитываться и погрешности.Отметим, что в советской литературе сообщалось, что тела 26 Бакинских комиссаров были захоронены здесь.

О том, кому принадлежали тела, обнаруженные в Агджагуме, не говорилось ни тогда, ни в последующем.

Известно, что для опознания трупов не был приглашен никто из близких и родственников.

Те же, кто были приглашены, по неизвестным причинам не приехали.

Ведь после смерти этих людей прошло более 2 лет.

Хроника сообщает, что были захоронены 26 гробов.

Однако чьи останки находятся в гробах, знала только миссия Кузнецова, доставившая тела из Средней Азии.

Родственники некоторых комиссаров приняли участие только в торжественных похоронах в Баку.

Есть кадры кинохроники тех событий.

Теперь же фактически обнаружено 23 скелета.Шакир Мусаев отмечает:

На костях скелета обнаружены множественные повреждения, сделанные огнестрельным оружием.

Повреждены в основном кости грудной клетки, за которой располагаются жизненно важные органы, кости головы, конечностей.

Исследуя эти повреждения, мы пришли к выводу, что против этих людей использовалось два вида оружия.

Количество и расположение повреждений показывает, что было применено автоматическое оружие.

Сила, с которой были нанесены повреждения, свидетельствует о применения крупного боевого орудия.

После того, как мы провели все исследования и взяли необходимые материалы, 26 января останки были захоронены на городском кладбище.

К процессу перезахоронения соответствующие органы Азербайджана отнеслись с гуманизмом.

На церемонии похорон участвовали представители мусульманского, христианского и иудейского духовенства, и похороны прошли с соблюдением религиозных ритуалов.

Что касается того, ком принадлежат останки, то можем сказать в целом, что в свое время в нынешнем парке “Сахиль” были захоронены Бакинские комиссары, и принадлежность останков им не отрицается.Но кто именно здесь был похоронен, пока неизвестно.

Эксперты не говорят о личностях, пока не проведут все исследования, не соберут соответствующие диагностические параметры и не оценят их.

Даже если мы взяли необходимые объекты, в ходе работ нам могут понадобиться дополнительные материалы.

Так, нам потребуются архивные материалы, официальный документ о том, когда происходило захоронение.

Только после получения ответов на вопросы, когда были сюда доставлены тела и др., мы, в свою очередь, сможем ответить на вопросы, которые задаются нам.

Если понадобится, проведет эксгумацию.

Тут не возникнет особых проблем, потому что гробы так пронумерованы, что необходимый найти несложно.

Мы хорошо знаем, какой гроб вскрыть и что взять.Идентификация личности – это очень сложный, многосторонний и многоэтапный процесс.

В организованной в парке “Сахиль” передвижной и хорошо оснащенной лаборатории мы определили число, пол, возраст и расовую принадлежность покойных.

Это один из этапов общей части идентификации.

Кстати, довожу до вашего сведения, что на месте захоронения бакинская исполнительная власть создала все условия для нашей работы.

Даже если мы оценим все этапы и придем к общему результату, если нет результатов других более чутких методов, сегодняшняя мировая экспертная практика и регулирующие ее нормативные документы не позволяют, чтобы эксперт индивидуально и конкретно говорил о том, кому принадлежат останки.

Вместе с тем, применяемая нами сегодня, имеющая высокую степень достоверности современная методика позволяет с большой вероятностью говорить о том, что обнаруженные останки принадлежат предполагаемым нами лицам.

На рабочем месте нам, экспертам, были предоставлены фотографии комиссаров.

На основе этих фотографий у нас создалось определенное представление.

Просто, до тех пор, пока мы, применив современные методы экспертизы, не проведем обобщенный анализ полученных нами результатов, не дадим им комплексную оценку и не придем к общему результату, мы не видим необходимости высказываться конкретно.

Эта позиции соответствует как правилам проведения экспертизы, так и моральным нормам.

Повторяю, несмотря на то, что установление личности на уровне индивидуальности на основе костных останков является сложным, уверен, что нам это удастся.

Среди биологических тканей (кости, волосы, кровь и др.) самыми выносливыми к неблагоприятной среде являются костные ткани.

Они способны сохранить больше информации о личности.

Самым же выносливым среди костей является человеческий череп.

В человеческой черепе также много костей.

Еще одно преимущество черепа заключается в том, что с его помощью можно восстановить черты внешнего вида предполагаемого лица.

По некоторым захороненным лицам есть предположения, имеющие большую вероятность.

Еще раз подчеркну, что в связи с тем, что этап идентификации еще не завершен, высказывать мнение нецелесообразно с точки зрения судебной медицины и других наук.

Однако общественность может быть спокойна – наше объединение имеет все возможности, соответствующие мировым стандартам, для проведения объективных исследований.

В последние два года наши лаборатории приведены в соответствие с материально-технической базой ведущих экспертных структур мира.

Наши лаборатории оснащены современным молекулярно-генетическим оборудованием, оборудованием атомной абсорбции, рентгеном, микроскопами и др.

Наша лаборатория готовится к аккредитации в Совете директоров криминалистических лабораторий США.

Мусаев подчеркнул, что специалисты объединения дают стопроцентную гарантию объективности проведенной экспертизы.

Эксперты регулярно встречаются с коллегами из других стран, проводят обмен опытом, проходят тренинги.

Сегодня в Объединении применяется последняя методика, использующаяся ведущими экспертными структурами мира.

Здесь работают высококвалифицированные специалисты, и проводимая ими экспертиза встречается с большим доверием на мировом уровне.

Напомним, что в 1998 году профессор Шакир Мусаев был привлечен к исследованию останков членов царской семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в июле 1918 года.

В материалах российской правительственной комиссии, изданных в виде книги “Покаяние” Шакиру Мусаеву была выражена особая благодарность.

Азербайджанский профессор сказал последнее слово в идентификации умершего 250 лет назад мореплавателя Беринга, в установлении причин смерти лиц, захороненных в 90-х годах прошлого века в Пирекешкюле.

Судмедэксперты и медики-криминалисты оказали огромную помощь в расследовании серьезных преступлений и разоблачении преступников.

Шакир Мусаев уверен, что им удастся установить, кому принадлежат останки:

Мы установим, кому принадлежат останки.

Пусть общественность не беспокоится.

Мы проводим эту сложную экспертизу поэтапно.

Сложность этой работы заключается в том, что число объектов и поставленным перед экспертами вопросов очень велико.

Не надо забывать, что у взрослого человека бывает около 200 костей.

А обнаруженные в парке “Сахиль” кости принадлежат людям, умершим десятки лет назад.

Кроме того, кости, особенно череп, лопаточные кости, ребра и др. в результате стрельбы раскололись на несколько фрагментов.

(В советской прессе достаточно сообщалось о том, что у многих тел 26 Бакинских комиссаров, обнаруженных в Агджагуме были раскроены черепа, головы были отделены от тел и брошены к ногам убитых, кроме того, тела были разрублены шашками – ред.).

В связи с тем, что после смерти этих людей прошло много времени, работа экспертов осложнена процессами усыхания, гниения, отсутствием некоторых фрагментов и костей.

По инструкции, на идентификацию одного человека требует 1-2 месяца.

А здесь речь идет об останках 23 человек.

Несомненно, мы должны провести генетическую экспертизу.

За всем этим стоит обширная методика.

В других видам судебной экспертизы используется 5-6, максимум 8 видов методики.

Мы же при исследовании человеческих останков, обнаруженных в захоронении в Губе для научного разрешения поставленных перед нами вопросов использовали около 80 методик.Все объекты исследований были засняты и измерены.

Зафиксированы все важные признаки, имеющиеся на костях.

Кстати, некоторые кости отсутствуют.

Вероятно, они были потеряны при перезахоронении в те годы.

Знаю, что общественность больше волнует вопрос идентификации.

Еще раз повторяю, что мы завершим эту работу своевременно, с применением последних достижений науки и техники.

В настоящее время известны возраст, пол, раса, рост умерших.

После обнаружения других идентификационных признаков возникнет необходимость сравнения.

Для того, чтобы говорить о том или ином предполагаемом лице, в обязательном порядке потребуются объекты для сравнения.

Для этого очень важны личные документы, медицинские документы, сведения о движении, поведении, привычках, травмах, полученных при жизни.

Архивные документы, касающиеся этих людей, обязательно должны быть представлены нам.

Необходимо также разнообразие фотографий покойных.

Конечно, если найдутся их медицинские карты, еще лучше.

Все это очень важно для установления личности.

Поэтому мы очень нуждаемся в официальных архивных документах и помощи историков.