Несмотря на запрет, ГМО не только завозят, но еще и выращивают в нашей стране. Накануне истек трехмесячный срок, в течение которого Кабмин должен был определить правила выявления генно-модифицированных культур в Азербайджане.
Как сообщает AZE.az, накануне, 7 мая, истек трехмесячный срок, в течение которого Кабинет министров страны должен был определить правила выявления наличия и зоны распространения генно-модифицированных культур в Азербайджане. Несмотря на это, в правительстве не имеют информации о ходе выполнения указа президента от 7 февраля, согласно которому вводится запрет на ввоз на территорию страны, районирование и включение в государственный реестр генно-модифицированных растений. Во всяком случае, накануне в пресс-службе Кабинета министров заявили “Эхо”, что они собираются выяснить ситуацию и дать соответствующую информацию позднее.
Между тем в Азербайджане не только продают, но и выращивают продукты ГМО, сказал “Эхо” председатель Союза потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов. “Несмотря на то, что наша страна присоединилась к Конвенции о биологическом разнообразии (1992) и Картагенскому протоколу о биобезопасности (2000), и мы взяли на себя обязательство соблюдать эти законы, Союз потребителей многие годы фиксирует факты распространением ГМО продуктов в Азербайджане. В целом, по нашим неофициальным данным за их распространением стоит Всемирная торговая организация”.
“Указ президента Азербайджана о запрете ГМО необходим – хорошее явление, но, к сожалению, этого недостаточно. Представьте себе, что с 1998 года в стране продается такой гербицид, как “Раундат”. Его применение уже привело к исчезновению некоторых видов растений. На сегодня, например, 95% арбузов, продающихся в стране, генно-модифицированы. Среди помидоров эта цифра составляет 98%, картофеля – 90%. Для того чтобы определить генно-модифицированное растение или нет, необязательно проводить лабораторные анализы. Можно все понять по некоторым другим признакам. Например, по внешнему виду и вкусу. Далее по тому может ли сельхозработник получить семена с растения, ведь генно-модифицированные семян не дают. Помимо этого они не растут уже на следующий год. Нужно каждый год сажать их по-новой. Подчеркну, что такие растения выращивают по всей стране”.
Как говорит эксперт, другие страны, выращивающие продукты с ГМО, давно уже поняли, что они выпустили джина из бутылки. “Они смирились и потому уже просто применяют маркировку для таких продуктов. Они дают выбор своим гражданам при покупке продуктов и предупреждают их. А у нас нет даже маркировки”.
Директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутат Милли меджлиса Азербайджана Айтен Мустафаева считает вопросы ГМО очень важными. “Я рада, что стали много говорить о необходимости запрета ГМО-растений и продуктов. Когда мы только начали поднимать этот вопрос пару лет назад, мало кто понимал его актуальность. И очень приятно, что президент страны обратил внимание на эту проблему и старается изменить ситуацию к лучшему”.
Но нам необходимо сначала пройти несколько этапов, чтобы мы могли решить этот вопрос, говорит А.Мустафаева. “Нам, во-первых, нужны лаборатории на въезде в нашу страну, где уже на границе можно было бы проверять ввозимые продукты на наличие ГМО. Во-вторых, нужно вводить обязательное маркирование продукта о наличии в них продуктов с ГМО. Азербайджан входит в европейское пространство, где это обязательно. Так там уже при наличии определенного процента ГМО в продукте обязательно это указывать на упаковке”.
“В Европе большим спросом пользуются так называемые “органик-продукты” и в Азербайджане еще есть. И это может стать еще одним брендом страны. Наши экологически чистые продукты пользовались бы большим спросом, и мы могли их экспортировать. Эта еще одна статья дохода в нашу казну. Сейчас к нам бесконтрольно ввозятся различные семена, продукты и многие из них с ГМО. Земля, на которой растут ГМО-растения, через очень короткий срок становится непригодной для земледелия. То есть, выращивая такие растения, мы тем самым убиваем нашу землю, делаем ее бесплодной. Нам обязательно нужна законодательная база, и надо понимать, что вопрос ГМО не решится одним единственным законом. Нужно вводить соответствующие поправки и в экологические законы, аграрные, экономические. Вопрос ГМО не только вопрос полезных или вредных продуктов. Но это еще и проблема экологии, сельского хозяйства, экономики, социальной сферы, ведь речь идет еще и о здоровом поколении, о будущем нашей нации”, – добавила А.Мустафаева.
“Должны быть назначены конкретные люди, отвечающие за исполнение этих законов. Мы должны знать с кого спрашивать при нарушениях. Нужно нам принимать во внимание и мировой опыт в этом вопросе. Например, изучить, что сделано в России, в Беларуси”, – сказала эксперт.
В свою очередь заместитель директора Института по правам человека НАНА, руководитель Азербайджанского бюро кафедры ЮНЕСКО по биоэтике, д.м.н., профессор Вугар Мамедов также сказал о необходимости исполнения указа президента по вопросу ГМО. “Институт по правам человека был первым, кто поднял вопрос о ГМО в Азербайджане. Нами были проведены различные мероприятия, по результатам которых появились рекомендации, направленные в Милли меджлис. Во всем мире законодательство по вопросу ГМО меняется. Основной документ в Азербайджане, отвечающий за качество продуктов, – это закон “О пищевых продуктах” – никак не отражает данный вопрос. Начиная с 2005 года, во многих странах мира, в том числе и СНГ, ожесточились нормы контроля, импорта в страну, а также повысилась прозрачность на информирование населения в вопросе ГМО”.
“В силу биологического разнообразия, отсутствия проблем голодания и многих других аспектов нам следует ужесточить и законодательство, связанное с ГМО”, – считает В.Мамедов.
“Приветствую указ президента и принятые им шагов в этой области, – говорит эксперт. – В 2010 году Институт по правам человека подавал грант в Фонд поддержки науки. Наш проект был опубликован на сайте фонда. И хотя грант мы не получили, но наш проект стал базовым документом для многих. Его стали использовать как ресурс по ГМО. В свое время мы обращались в Государственный таможенный комитет, Комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, отмечая, что страна должна иметь соответствующее оборудование и лаборатории для выявления ГМО продуктов на территории Азербайджана. И ряд ведомств, в частности, Государственный таможенный комитет и Комитет стандартизации приобрели соответствующее оборудование, что вселяет в нас надежду, что скоро и у нас начнут отслеживать ввозимую продукцию на наличие ГМО”, – добавил В.Мамедов.
Между тем, несмотря на то, что Министерство сельского хозяйства и другие занимающиеся в этой области структуры, не разрешают ввоз в страну ГМО-продуктов, такие случаи имеют место. Об этом фактически сообщил министр сельского хозяйства Исмет Абасов. По его словам, “те, кто ввозит и продает такие продукты, совершают ошибку” (АПА).
Недавно Международная организация по биотехнологиям в сельском хозяйстве (ISAAA) опубликовала ежегодный доклад о распространенности ГМО в мире, пишет Himprom.ua. Так, согласно докладу, за прошедший 2011 год посевные площади, занятые под ГМ-культуры, выросли на 8%, или на 12 миллионов гектаров, и достигли 160 миллионов гектаров. Это значит, что сегодня около 12% от всех мировых пахотных земель занято под ГМ-культурами. Трансгенные культуры – наиболее агрессивно распространяющаяся технология в истории современного сельского хозяйства. Как сказал основатель ISAAA Клайв Джеймс, за 16 лет развития биотехнологий в аграрном секторе мировые площади земли, занятой под ГМ-культуры, увеличились с 1,7 млн. га в 1996 году до 160 млн. га в прошлом году.
В настоящее время биотехнологии представлены в 29 странах мира, в том числе в 19 развивающихся странах и 10 промышленно развитых. Наибольшими темпами площади под ГМ-кульутрами росли в развивающихся странах, в прошлом году они увеличились на 11% – до 8,2 млн. га, тогда как в развитых странах темпы роста количества земель были в два раза ниже и составили 5%, увеличившись до 3,8 млн. га. Среди развивающихся стран лидерами по внедрению биотехнологий в сельское хозяйство являются Бразилия, Аргентина, Китай, Индия и Южная Африка. Впрочем, в докладе ISAAA отмечается, что США по-прежнему остаются лидером во внедрении ГМ-культур в сельское хозяйство. Под ГМО в США отдано 69 миллионов гектаров земли. На втором месте сейчас находится Бразилия, у которой под ГМ-культурами занято 30,3 млн. га земли. Причем в Бразилии за прошлый год количество пахотных земель, на которых выращивают ГМО, увеличилась на 4,5 млн. га, или на 20%.
Нужно отметить, что динамика распространения ГМО в мире в прошлом году немного затормозилась. Так, в 2010-м под ГМО-культуры было отведено 148 млн. га – это на 10% больше, чем в 2009-м. Самыми быстрыми темпами, помимо Южной Америки, перенимают биотехнологии в Индии, где уже больше 10 млн. га отдано под ГМО, в Китае – пока около 4 млн. га и в Пакистане – 3 млн. га. Также в докладе отмечается, что к биотехнологиям в развивающихся странах чаще всего прибегают бедные фермеры, живущие в развитых странах. Многие развитые страны ограничивают распространение трансгенных культур. В Европе и в Украине разрешено выращивать только несколько ГМ-сортов технической кукурузы и сои. Начиная с 2010 года, общая площадь биотехнологических посевов в Евросоюзе начала резко падать и в ЕС в дальнейшем намерены жестко регулировать такие посевы.