В Азербайджане могут пересмотреть выплачиваемую за снос компенсацию?

По словам отечественных экспертов, решение ЕСПЧ может стать прецедентным.

Как сообщает AZE.az, юрист Эльчин Гамбаров сказал echo.az, что решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Нурии Халиговой может стать прецедентным. Наши суды нередко используют решение Евросуда в качестве прецедента.

Тем самым, вполне вероятно, что после данного решения может измениться размер компенсации за снос ветхого жилья и будут предлагать не 1,5 тысячи за кв.м, а 3 тысячи.

По его словам, даже если размер компенсации не изменится, то у каждого гражданина появится возможность потребовать дополнительную сумму за нанесенный ущерб, ссылаясь на это решение ЕСПЧ.

Как заявил глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, на днях ЕСПЧ вынес решение по делу N42883/11 Нурии Халиговой. Она жила в трехэтажном "архитектурном" доме 1908 г. постройки на ул. Физули, 58.

Еще в 2001 г. он был включен в "Список историко-культурного наследия местного значения", что, по логике, должно было защитить его от сноса. Однако и до него дошла очередь, так как в сентябре 2008 г. весь этот городской квартал был включен в план нового паркового комплекса, названного "Зимним бульваром".

Ключевой вопрос – размер компенсации в упомянутом распоряжении затронут не был. Переговоры по этому поводу и заключение договоров купли-продажи были поручены некоему частному лицу Руфану Кязымову, на счет которого власти перевели с этой целью 5 млн. манатов.

Остальная часть средств позднее была переведена на счет Бакинской исполнительной власти. В феврале 2010 г. строительные рабочие возвели забор вокруг дома Халиговой.

Вскоре с первого этажа этого дома были выселены коммерческие структуры, а с последнего этажа – жильцы. Строители разрушили эти квартиры и снесли крышу дома, так что при дожде вода проникала в оставшиеся квартиры, сделав проживание там невозможным. Халигова сделала фотографии и видеозаписи и позднее представила их в Страсбург.

"В марте 2010 г. остававшимся в доме жителям сделали ультимативное предложение в недельный срок заключить контракт купли-продажи по цене 1500 манатов за кв.м с Кязымовым, не занимавшим никакой официальной должности, и покинуть квартиры.

В апреле в доме отключили телефон, постоянно отключали электричество, и даже сняли водяной насос, обеспечивавший дренаж здания. Женщина пожаловалась в прокуратуру. Та переслала жалобу в Бакинскую городскую исполнительную власть (БГИВ).

В июле ее известили, что дадут компенсацию в 1500 манатов и потребовали выселиться из дома. Женщина отказалась покинуть жилье на таких условиях и стоически терпела неудобства. Утром 19 ноября 2010 г. дом был окружен полицейскими и сотрудниками БГИВ.

Без судебного решения и вопреки желанию заявительницы полицейские сломали дверь и вошли в квартиру. Эта сцена была снята заявительницей на видео. Женщине стало плохо и была вызвана "скорая помощь", которая прибыла немедленно, но не была допущена в квартиру.

Вместо этого женщину вывели из квартиры и оказали медицинскую помощь на улице перед домом. Когда ей стало лучше, Халигову отвели в 22-е отделение полиции Насиминского РУП, где содержали вместе с другими задержанными жителями ее дома.

Там женщине снова стало плохо. Ей была оказана медицинская помощь прямо в полиции, и врачи выдали ей справку с датой и временем прибытия", – пояснил он.

По его словам, после 9 часов содержания в полиции от заявительницы и других задержанных потребовали подписаться под тем, что их задержали якобы за то, что они нарушали порядок. Вечером ее отпустили, не дав на руки никакого документа о задержании. К этому моменту ее квартиру уже снесли, а ее имущество было перевезено на склад.

Прибыв туда, Халигова обнаружила, что многие вещи были повреждены или вообще исчезли. 22 ноября дом был снесен полностью. В переписке с ЕСПЧ власти настаивали на том, что заявительница и другие люди были задержаны полицией за то, что якобы организовали несанкционированный пикет против выселения и не расходились по требованию полиции.

Срок задержания якобы не превышал разрешенных 3 часов, и девять задержанных якобы были отпущены уже днем. На заявительницу был составлен протокол об административном правонарушении, и она была освобождена после профилактической беседы.

Как сказал правозащитник, договор купли-продажи дома с Кязымовым был заключен лишь 27 января 2011 г. – спустя два месяца после разрушения дома. За квартиру площадью 28,5 кв.м была назначена сумма в 42.750 манатов (1500 за кв.м).

20 февраля женщина обжаловала этот документ в Насиминском райсуде, заявив, что подписала документ под давлением, оставшись бездомной.

Но 21 апреля суд отклонил иск, а 11 августа и 19 декабря 2011 г. БАС и ВС подтвердили это решение. При рассмотрении дела в Евросуде был принят во внимание отчет содокладчиков ПАСЕ по Азербайджану П.Аграмунта и Дж.Греха от 20 декабря 2012 г. и отчет Human Rights Watch (февраль 2012 г.) В последнем конкретно упоминалось и дело Халиговой.

ЕСПЧ отметил многочисленные неувязки в правительственной версии событий 19 ноября 2010 г. и пришел к выводу, что лишение свободы заявительницы на срок примерно 9 часов 10 минут было незаконным и произвольным. Соответственно, было установлено нарушение статьи 51 Европейской Конвенции по правам человека.

По его словам, заявительница и правительство разошлись в оценке стоимости квартиры. Обе стороны представили заключения экспертов, согласно которым стоимость 1 кв.м площади в ее квартире составляла соответственно 2.500 и 1.450 маната, а цена квартиры 71.000 и 41.325 маната.

По мнению властей, предложенная по договору Халиговой цена в 42.750 маната была даже выше рыночной. Взяв за основу экспертную оценку в 71.000 манатов, которая не оспаривалась в национальных судах, и, учитывая, что Халигова уже получила 42.750 манатов в 2010 г., с учетом инфляции, ЕСПЧ назначил компенсацию материального ущерба в 45.000 евро.

Учитывая, что одно только установление факта нарушения прав Халиговой недостаточно, Евросуд назначил дополнительную компенсацию морального ущерба в 15.000 евро.

Еще 2.500 евро заплатят Халиговой за понесенные расходы. Решение было принято единогласно, и за него проголосовал даже судья от Азербайджана. Через 3 месяца оно вступит в законную силу.

"Какие же выводы могут для себя сделать будущие жалобщики по похожим делам? Жалуясь "всем-всем-всем" на нарушения своих прав, не надо забывать жаловаться и в суд, и, проиграв суды, рано считать это концом истории – есть еще Евросуд! Сталкиваясь с бюрократией, необходимо всегда документировать то, что происходит, заказывая экспертизу стоимости имущества, фотографируя и снимая на видео незаконные действия чиновников, получая копии решений, справки, храня чеки. И главное, надо быть по-хорошему настырными", – прояснил он.